Суббота, 20.10.2018, 16:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Исследовательские и проектные методы [7]
Технология развития критического мышления [16]
Информационно-коммуникационные технологии [10]
Здоровьесберегающие технологии [7]
Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод [5]
Форма входа
Новая конфернция
Сайт ИМО
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Где Вы?
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конференция Современные образовательные технологии
    Главная » Статьи » Информационно-коммуникационные технологии

    Понятие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их роль в образовательном процессе
    Шишкина Марина Михайловна,
    директор Кигбаевской средней школы,
    учитель информатики
     
         Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
         ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С использованием ИКТ в учебно-воспитательном процессе увеличивается производительность труда преподавателей и учащихся, это можно рассматривать как рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию.
          Данная технология необходима:
    1. Для формирования информационного общества.
    2. Для качественных изменений в структуре образовательных систем и в содержании образования. 
         Одно из условий эффективной подготовки учащихся к жизни в информационном обществе – применение информационных коммуникативных технологий, позволяющих решать в кратчайшие сроки широкий круг задач, недоступных ранее. В школе происходит активное внедрение в образовательный процесс ИКТ, в том числе, такой их разновидности, как мультимедиа технологии.
         Применение мультимедиа технологии приводит к использованию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, является наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Помимо этого, внедрение мультимедиа технологии способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, более глубокому усвоению материала на уроках. Мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на учащихся. Особенно, если включены видеосюжеты и имеется звуковое сопровождение слайдов, что позволяет формировать у учащихся личностное отношение к увиденному и услышанному, повышает мотивацию учения.
         Применение мультимедийных средств позволяет сократить время при выполнении заданий, что повышает продуктивность урока. Мультимедиа технологии наряду с живым словом педагога является важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы нашей школы. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты – цели, содержание, формы, методы.
         С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, в образовательную программу ОУ включена подпрограмма «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».
          Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
         Но новые стандарты предъявляют требования не только к качеству образования, но и к условиям, которые необходимо создать в школе. Поэтому большинство учителей прошли курсы «Повышение ИКТ-компетентности учителя» и готовы к работе с техникой. Учитель может использовать в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, разработанные в компьютерном варианте. Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.
          Использование ИКТ на различных уроках в школе позволяет
    - развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
    - овладевать практическими способами работы с информацией;
    - развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. 
        Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. Большое подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности детей. 
        Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персо­нальных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся и самого учителя. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе. 
       В соответствии с новыми "Квалификационными характеристиками должностей работников образования" каждый педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав детей – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.
    Категория: Информационно-коммуникационные технологии | Добавил: imo-sar (11.01.2011)
    Просмотров: 34155 | Комментарии: 19
    Всего комментариев: 171 2 »
    17  
    Статья полезная, спасибо.
    Также может кому-то пригодится ссылка на блог о IT и Мультимедиа, http://itmultimedia.ru . Часто читаю статьи оттуда, много написано про бесплатное программное обеспечение.

    16  
    Необходимо организовать: один процессор на 10 человек т.е. 1 процессор, 10 монитор, 10 клавиатура, 10 мышь, Для этого необходимо доп. устройство. Таким образом можно решать техничесую базу. А специалистов надо обучать.

    15  
    Действительно, большинство детей овладевают навыками работы с ПК самостоятельно и к сожалению быстрее нас учителей. Конечно, как правильно составить электронный документ для них проблема, а вот как скачать информацию, поставить операционную программу, подключить периферийные устройства в этом они асы. Поверьте. И если честно, презентациями на уроках их уже не удивить.

    14  
    wink Я согласна с предыдущим автором, что стоим в очередь за ПК. Разве это дело!? Не все учителя могут себе позволить ПК дома. Что же делать? Давайте перенимать опыт Татарстана: там каждому молодому специалисту выдали ноутбук в рамках программы
    ( разумеется во временное пользование). Нам хотя бы новый ПК в кабинет! Те, которые есть сейчас, уже устарели.
    Марина Михайловна! Когда вы все успеваете? Жму вашу руку, вы с ИКТ уже на " ты"!"
    Крепкого Вам здоровья, оптимизма, успехов в работе и личной жизни!

    12  
    Сегодня роль ИКТ в образовательном процессе велика. И современный учитель понимает это. Да, не хватает времени. Да, хотелось бы улучшить МТБ школы. Но учитель может применять, применяет ИКТ на уроках и делает это ради своих учеников.

    11  
    В нашей сельской школе на 60 учеников - 15 компьютеров, 4 мультимедиапроектора, Интернет не только в школе, но и дома (правда, скорость очень мала). Приобрели все это за миллион в 2008 году. Деятельность учителя после этого очень сильно изменилась. Многие сегодня могут составить хорошую презентацию к уроку, сделать её интерактивной. Детям уроки с мультимедийным сопровождением нравятся. На своем опыте убеждаюсь, что знания становятся прочнее. Но отнимает это очень много времени и сил. Но и без ИКТ сегодня никак нельзя, а увлекает как этот процесс! Нам уже не хватает компьютеров, хочется иметь в каждом классе интерактивную доску, а с введением новых ФГОС в 1 классе 1 сентября 2011 года хотелось бы изменить МТХ начальной школы. Будут ли созданы для этого условия? Или в нашем государстве слово с делом расходятся?

    10  
    Действительно, в современной школе ролью и целями использования информационных технологий в педагогическом процессе являются: повышение наглядности учебного материала; расширение спектра активных методов обучения; разнообразие содержания учебного материала; разнообразие форм подачи учебного материала. А самое главное к данной технологии наши дети готовы! Они ждут! Но, к великому сожалению наши уважаемые учителя и наша техника не всегда идет в ногу со временем. Я согласна с коллегами в том, что действительно, современная техника должна быть в каждой школе. ИКТ должно быть не будущим, а настоящим! Спасибо.

    9  
    Уважаемые коллеги! Никуда мы от этого не уйдём! Жизнь не стоит на месте. Мы живём в современном мире, постиндустриальном обществе. И пусть в некоторых школах не делали капремонт лет 30-50. Того нет, сего нет. Надо и будем вводить ИКТ. Да ещё как! Результаты ИКТ очевидны-учащиеся овладевают приёмами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации. Именно это и формирует "КОМПЕТЕНЦИИ". Использование ИКТ позволяет развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Уметь видеть, сформулировать и решить проблему. Сегодня чтобы быть успешным надо знать и использовать ИКТ.

    8  
    Да, я полностью согласна с коллегами, что за ИКТ будущее. Так же считаю, что учителя не очень заинтересованы в изучении данной технологии. Например, в нашей школе и компьютеров достаточно, и интерактивная доска есть, но единицы учителей применяют ИКТ на своих уроках. Причин конечно много, но при желании все препятствия можно преодолеть.

    7  
    Полностью согласна с автором статьи, однако как применять эти технологии на уроках, если в школе два компьютера, да и то, один из них вот-вот умрёт своей смертью. Спасает собственный оптимизм и желание делать своё дело не только познавательно, но и интересно. Для этого уже несколько учителей нашей школы приобрели собственные ноутбуки и активно используют их на уроках.
    Спасибо им за отвагу и альтруизм! tongue

    1-10 11-16
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2018