Михайленко Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Лагуновской основной школы
Сарапульского района
Уважаемые коллеги! Участие в Интернет-конференции позволило ещё раз осмыслить то, что я делаю, «остановиться, оглянуться». Досадую на себя за то, что не очень ответственно отнеслась к подготовке к первому этапу, не сумела рассказать об этой технологии увлекательно, хотя мне технология очень нравится. Хочется каждый урок изучения нового материала выстраивать в рамках исследования. Жалею, что данную технологию освоила уже в конце своей педагогической деятельности. «Мне бы жизнь мою, как киноплёнку, прокрутить на двадцать лет назад»…
Как многие молодые учителя русского языка, впервые переступая школьный порог в качестве учителя, я верила в то, что мои ученики полюбят мой предмет и, благодаря моим стараниям научатся красиво говорить и грамотно писать. Отработав в школе 23 года, к сожалению, приходится констатировать, что далеко не всех своих учеников я смогла научить грамотному письму и красивой устной речи. Причину этого я вижу в том, что у детей нет потребности и стремления быть грамотными. Хорошая, развитая речь не переживается ими как ценность, значимая для них самих. За долгие годы изучения русского языка дети так и не находят для себя ответа на вопрос: «А зачем мне это нужно?» Для большинства учащихся главными мотивами изучения русского языка в школе являются мотив долженствования (потому что «требуют») и социальный мотив (нужно сдать ГИА), а сам предмет по привлекательности занимает одно из последних мест в рейтинге учебных дисциплин. Поиск решения этой проблемы привёл автора технологии урока-исследования Блинову Елену Рудольфовну к новому взгляду на цели и содержание школьного курса русского языка и к поиску новых способов организации обучения. Любому учителю известно, как трудно научить чему-либо учеников, когда они не проявляют никакого интереса к содержанию урока, когда поглядывают на часы, когда в глазах застыли равнодушие и скука. Как избежать этого засилья безразличия? Как пробудить у школьников познавательный интерес? Урок-исследование успешно решает эту задачу.
Повторюсь, что наша школа второй год работает над методической темой «Формирование субъектной позиции учащихся в условиях применения личностно развивающих технологий» в режиме эксперимента. Я вхожу в состав творческой группы «Формирование субъектной позиции учащихся в условиях применения технологии урока-исследования». Автор технологии урока-исследования – кандидат педагогических наук, доцент кафедры инноваций ИПК и ПРО УР, главный редактор журнала «Новое образование» Блинова Елена Рудольфовна, по совместительству – заместитель директора нашей школы по научно-методической работе. Кроме меня, уроки-исследования в нашей школе проводят директор школы Ющук Ирина Николаевна (история, краеведение), Гараева Татьяна Менладшевна (физика), Николенко Марина Сергеевна (математика).
В прошлом учебном году мы изучали технологию урока-исследования, участники творческой группы «Формирование субъектной позиции учащихся в условиях применения технологии урока-исследования» провели по три урока-исследования. В этом учебном году мы запланировали по 15 уроков-исследований в заявленных экспериментальных классах. Конспекты уроков рецензируются Блиновой Еленой Рудольфовной, она присутствует на самих уроках, анализирует их. Диагностика учащихся проведена в прошлом учебном году до начала эксперимента, повторная диагностика будет проведена в следующем учебном году по окончании эксперимента. Я провожу в рамках эксперимента уроки-исследования в 8 классе по русскому языку. Исходя из небольшого пока опыта применения описанной технологии, могу утверждать: если контекстная задача «срабатывает», замотивированными на уроке оказываются даже самые слабые учащиеся, у которых на обычном уроке познавательный «аппетит» не просыпался никогда. Дети сами формулируют проблемный вопрос, то есть цель, которую они должны достичь в ходе исследования. Уроки-исследования провожу не только в экспериментальном классе, хочется выдерживать любой урок изучения нового материала в технологии урока-исследования, но очень сложно бывает придумать контекстную задачу. Не всегда легко подобрать материал для исследовательской деятельности на второй этап урока – этап построения нового знания. Хотя, казалось бы, уж чего-чего, а дидактического материала за годы работы накоплено больше чем достаточно. Но наши традиционные учебники и методические пособия, даже самые новые, мало что дают для организации исследования на уроке. Не помогает даже Интернет, никаких готовых выкладок по урокам-исследованиям нет. Вернее, их, конечно, много, но всё, что выложено в Интернете и публикуется в газете «Первое сентября» в рубрике «Урок-исследование», не соответствует технологии, разработанной Блиновой Е.Р. Помогают лишь публикации в журнале «Новое образование». Зато и большего удовлетворения от работы я никогда не испытывала, как тогда, когда сама разработала такой урок, соответствующий требованиям технологии, и он прошёл успешно.
На второй этап конференции представляю урок-исследование «Интонация. Логическое ударение. Порядок слов», проведённый в 8 классе в октябре 2010 года и презентацию к этому уроку. На уроке присутствовали Блинова Е.Р. и учителя нашей школы.
|