Колегова Ольга Владимировна, заместитель директора школы-сада с.Северный Сарапульского района
Осуществление
проектной деятельности обусловлено необходимостью перехода от образования,
ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование
ключевых компетенций. В перечень параметров нового качества образования внесена
новая строка - способность
проектировать.
Современные дети – это уже не чистый
лист, на который наносятся знания. К ним отовсюду поступает много информации,
но это не обеспечивает системности знаний. Поэтому детей необходимо научить
правильно усваивать информацию, структурировать ее, выделять главное, находить
связи. Научить надо и целенаправленному
поиску информации, поисковой деятельности. Для реализации этих задач
используются групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные,
рефлексивные формы и методы обучения.
Одним из таких методов является метод
проектов, который помогает решать задачи не только образования, но и
воспитания, развития детей, а также раскрывает их творческий потенциал.
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять,
прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Навыки
проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Дети с
большим воодушевлением работают над проектами, они сталкиваются с необычными
проблемами, узнают много нового, используют свои знания, развивается
самостоятельность.
Т.о., метод проектов - это эффективное дидактическое средство для
обучения умению находить решение многих проблем, которые постоянно возникают в
жизни человека. Из моего личного опыта использования проектной технологии,
можно сделать вывод, что этот метод позволяет воспитывать самостоятельность,
ответственность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые
качества развитого интеллекта и функционально грамотной личности.
Данный вид деятельности распространен
в основном в старших классах, но я
считаю, что ее основы целесообразно вводить в учебный процесс с начальной
школы. Процесс обучение началам научного исследования представляет собой
поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех
компонентов исследовательской культуры школьников:
- мыслительных
умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и
систематизация, определение и объяснение понятий, конкретизация,
доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
- умений
и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
- умений
и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
Я
исполняю роль контролера, помощника,
направляю деятельность учащихся. Главное
в деятельности – заинтересовать ребенка, вовлечь его в атмосферу поиска.
Создавая проект с детьми, я способствовала решению следующих задач:
- учить
детей слушать учителя, выделять главное, вести наблюдение, ясно излагать
свои мысли, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и умозаключения,
представлять результаты в виде схем, таблиц, графиков, работать с
дополнительной научной, справочной
и энциклопедической литературой, представлять результаты исследования в
виде публичного выступления.
- формировать
умение ставить задачи, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность
по заданной теме.
- развивать
логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.
- мотивировать
детей к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами,
стимулировать творчество и самостоятельность, вызывать потребность в
самореализации, самовыражении.
По данным психологических исследований
потребность во внешних впечатлениях выступает необходимой предпосылкой и
движущей силой психического развития ребенка. Особенностью его познавательного
отношения к миру является выражение единства
интеллектуального и эмоционального отношения к предметам
действительности, т.е. эмоции и переживания, связанные с познанием, открытием
мира являются главной силой, побуждающей ребенка к познанию.
Современная
ситуация отличается парадоксальностью: детям предлагаются все новые формы,
способы и средства деятельности, но их
познавательный интерес, познавательное отношение к явлениям окружающего мира
снижается. Становится реальностью оскудение души при расширении практических
действий.
Исследовательская деятельность в младшем школьном
возрасте, по моему мнению, соответствует
природе ученика, его психологическим и духовным возможностям и потенциалам. Прежде
всего, у школьника формируются внутренние средства исследовательской
деятельности – предметные действия, а именно: умение подчинить свое восприятие
поставленной задаче; видение целого в единстве формы и содержания; сведение
сложного к простому; выявление наиболее общей закономерности; умение видеть
объект с разных точек зрения и позиций; сопереживание, диалог как сотворчество
понимающих; умение видеть, понимать и передавать в речи суждения; осмысление,
интерпретация воспринятого в свете прежнего опыта.
Практическую
реализацию проектно - исследовательской деятельности я основывала на следующих
психолого-педагогических и методических аспектах:
- выбор
темы проекта – это начало успеха.
- стимулирование
положительной мотивации. Началом деятельности является интерес. Вопрос или
ситуация должны стать проблемой для ученика.
- ученик
должен владеть средствами познавательной, исследовательской деятельности,
т.е. осуществлять эту деятельность.
- умение
описывать факты, найденный материал, а затем публично представлять его
перед классом.
Введение проектно-исследовательской деятельности в
начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность
захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и
практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося
человека. Школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают их
личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности,
развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль. Овладение
этими умениями и навыками выступает предпосылкой формирования у школьников
познавательного отношения к миру,
целостной картины мира, интереса и потребности к открытию тайн мира, помогает
школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, повышает их
творчество. Приложения
|