Четверг, 20.09.2018, 12:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Исследовательские и проектные методы [7]
Технология развития критического мышления [16]
Информационно-коммуникационные технологии [10]
Здоровьесберегающие технологии [7]
Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод [5]
Форма входа
Новая конфернция
Сайт ИМО
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Где Вы?
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конференция Современные образовательные технологии
    Главная » Статьи » Исследовательские и проектные методы

    Метод проектов - эффективное дидактическое средство обучения учащихся начальных классов

    Колегова Ольга Владимировна,

    заместитель директора школы-сада

    с.Северный Сарапульского района

    Осуществление проектной деятельности обусловлено необходимостью перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций. В перечень параметров нового качества образования внесена новая строка  - способность проектировать.

          Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним отовсюду поступает много информации, но это не обеспечивает системности знаний. Поэтому детей необходимо научить правильно усваивать информацию, структурировать ее, выделять главное, находить связи.  Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Для реализации этих задач используются групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения.

          Одним из таких методов является метод проектов, который помогает решать задачи не только образования, но и воспитания, развития детей, а также раскрывает их творческий потенциал. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Дети с большим воодушевлением работают над проектами, они сталкиваются с необычными проблемами, узнают много нового, используют свои знания, развивается самостоятельность.

          Т.о., метод проектов -  это эффективное дидактическое средство для обучения умению находить решение многих проблем, которые постоянно возникают в жизни человека. Из моего личного опыта использования проектной технологии, можно сделать вывод, что этот метод позволяет воспитывать самостоятельность, ответственность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта и функционально грамотной личности.

          Данный вид деятельности распространен в  основном в старших классах, но я считаю, что ее основы целесообразно вводить в учебный процесс с начальной школы. Процесс обучение началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьников:

    1. мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, определение и объяснение понятий, конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
    2. умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
    3. умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

    Я исполняю роль контролера, помощника,  направляю деятельность учащихся. Главное в деятельности – заинтересовать ребенка, вовлечь его в атмосферу поиска.

          Создавая проект с детьми,  я способствовала решению следующих задач:

    1. учить детей слушать учителя, выделять главное, вести наблюдение, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и умозаключения, представлять результаты в виде схем, таблиц, графиков, работать с дополнительной  научной, справочной и энциклопедической литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления.
    2. формировать умение ставить задачи, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность по заданной теме.
    3. развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.
    4. мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами, стимулировать творчество и самостоятельность, вызывать потребность в самореализации, самовыражении.

     По данным психологических исследований потребность во внешних впечатлениях выступает необходимой предпосылкой и движущей силой психического развития ребенка. Особенностью его познавательного отношения к миру является выражение единства  интеллектуального и эмоционального отношения к предметам действительности, т.е. эмоции и переживания, связанные с познанием, открытием мира являются главной силой, побуждающей ребенка к познанию.

    Современная ситуация отличается парадоксальностью: детям предлагаются все новые формы, способы и средства  деятельности, но их познавательный интерес, познавательное отношение к явлениям окружающего мира снижается. Становится реальностью оскудение души при расширении практических действий.

    Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте, по моему мнению,  соответствует природе ученика, его психологическим и духовным возможностям и потенциалам. Прежде всего, у школьника формируются внутренние средства исследовательской деятельности – предметные действия, а именно: умение подчинить свое восприятие поставленной задаче; видение целого в единстве формы и содержания; сведение сложного к простому; выявление наиболее общей закономерности; умение видеть объект с разных точек зрения и позиций; сопереживание, диалог как сотворчество понимающих; умение видеть, понимать и передавать в речи суждения; осмысление, интерпретация воспринятого в свете прежнего опыта.

    Практическую реализацию проектно - исследовательской деятельности я основывала на следующих психолого-педагогических и методических аспектах:

    1. выбор темы проекта – это начало успеха.
    2. стимулирование положительной мотивации. Началом деятельности является интерес. Вопрос или ситуация должны стать проблемой для ученика.
    3. ученик должен владеть средствами познавательной, исследовательской деятельности, т.е. осуществлять эту деятельность.
    4. умение описывать факты, найденный материал, а затем публично представлять его перед классом.

    Введение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль. Овладение этими умениями и навыками выступает предпосылкой формирования у школьников познавательного отношения к  миру, целостной картины мира, интереса и потребности к открытию тайн мира, помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, повышает их творчество.

    Приложения


    Категория: Исследовательские и проектные методы | Добавил: imo-sar (21.01.2011)
    Просмотров: 4882 | Комментарии: 12
    Всего комментариев: 10
    10  
    Ольга Владимировна я тоже солидарна с вами, что метод проектов является отличным способом развития ключевых компетенций ученика. Вместе с тем я думаю, что метод проектов доступен и для старших дошкольников: детско-родительские проекты, воспитанник-воспитатель. Участвуя в проектной деятельности ребенок развивает начальные ключевые компетентности: здоровьесберегающую, информационную, социальную, коммуникативную и деятельностную. В результате ребенок становится: инициативным, умеющис рефлексировать, самостоятельны. happy

    9  
    Ольга Владимировна, очень рада общению с Вами! Была на Ваших уроках ещё тогда, когда не имела ни малейшего представления о новых технологиях. Сеиминары в Северном всегда полезны и важны. (Говорю о себе, как о завуче). Самое главное, - это Ваши ученики, которые (я даже не сомневаюсь), успешны в жизни.

    8  
    Ольга Владимировна! Спасибо за замечательный материал. Поняла, что эта технология особо применима на уроках окружающего мира, экологии, природоведения, которые я преподаю. Считаю, что эта технология очень перспективная. Она учит детей проетикровать не только учебные темы, но и будущее наших учеников.

    7  
    Исследовательско-проектная деятельность учит детей не только исследовать, но и находить материал в справочной литературе, интернете..., а самое главное, по моему мнению, формирует умение изложить свои выводы перед аудиторией.

    6  
    Проектная деятельность- это здорово, но что-то меня страшит...

    5  
    Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

    3  
    В XXI веке меняются цели обучения, и уже многие педагоги понимают, насколько важно учить умению добывать знания, анализировать и принимать их. Исследовательский метод можно определить как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование каких-то выводов. Да, Ольга Владимировна, совершенно согласна с Вами, что занимаясь проектно-исследовательской деятельностью у детей повышается самооценка и интерес к учебной деятельности. Я тоже применяю технологию проектно-исследовательской деятельности на уроках ОРК и СЭ и на кружках. И, скажу я Вам - небезуспешно!
    wink

    2  
    Безусловно, проектная деятельность все активнее используется педагогами в работе с детьми , и что очень хорошо , подобная работа активизируется в работе с дошкольниками, ведь именно дошкольный возраст-фундаментальная основа для формирования ключевых компетенций. Абсолютно согласна с утверждением автора , что метод проектной деятельности дает возможность детям проявить самостоятельность, получить удовлетворение от своего труда. Ведь , только труд с удовольствием делает человека богаче как интеллектуально, так и духовно.

    1  
    полностью согласна с автором tongue

    4  
    Проектно-исследовательская технология обучения, на мой взгляд,в большей степени направлена на формирование у учащихся творчества, мышления, умения делать выводы.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2018