Каримова Инна Вячеславовна,
заместитель директора
Усть-Сарапульской основной школы
Сарапульского района
В последнее время очень много говорится, безусловно, и делается в области изучения и внедрения новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов. "Новый вид деятельности, которому нужно учиться на практике".
В основу проектного метода положена идея деятельности на результат:
· внешний (увидеть, осмыслить, применить), то есть должен появиться "некий продукт".
· внутренний (опыт деятельности), то есть достижения учащихся.
Для учителя очень важно определиться с выбором проблемы для проекта. Нужно, чтобы она была из жизни, чтобы она не была оторванной, а была актуальна, как для учителя, так и для детей. "Решить проблему", значит применить разные ЗУН, чтобы получить реальные результаты.
Сущность метода проектов заключается в том, чтобы связать прогноз и план. Проект – (с лат.) брошенный вперед замысел в виде образа. Прогноз – предвидение наиболее вероятного течения событий. План – позволяет субъективно описать и приблизить нас к прогнозируемому образу. План – не должен быть жестким, так как не может быть четко очерченного результата, он может быть корректируемым.
Самые первые проекты учащиеся начали делать на уроках технологии, затем в эту деятельность активно включились учителя английского языка. Это ещё раз доказывает, что ошибочно мнение «проекты можно применять только во внеучебной деятельности». В нашей школе метод проектов используется на уроках технологии, английского языка, истории, обществознания, литературы. Самое главное, чтобы учитель сам осознал важность и значимость этой деятельности. Изучил её, проникся ею, начал применять. Ниже кратко расскажу о видах циклограмм, классификации, о паспорте и портфолио проекта, а также о критериях, предъявляемых к проекту.
Существует несколько видов циклограмм (последовательность работы над проектом), привожу только два из них:
I. 1) определение предмета, темы, цели и задач проекта, выбор руководителя;
2) выполнение проекта;
3) предзащита – в своем или другом классе, что позволяет выяснить, насколько учащиеся или группа владеет материалом;
4) защита;
5) подведение итогов – НПК, круглый стол, семинар.
II. 1) Установочное занятие (цели, задачи, замысел, примерная тематика, примерные формы продукта).
2) Организация стендовой информации проекта.
3) Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, сроки, требования).
4) Консультации по выбору тематики формулировка идей и замыслов.
5) Формирование проектной группы (желательно 7-10 человек).
6) Групповое обсуждение идей будущих проектов: распределяются задачи, кто что будет делать, составляются индивидуальные планы.
7) Утверждение тематики проектов.
8) Поисковый этап (библиотека, интернет, социологические исследования, экологические вопросы).
9) Промежуточные отчеты учащихся. В детях нужно формировать обязательность, ответственность, но если что-то не получилось, то учитель должен помочь, рекомендовать.
10) Консультации по содержанию и оформлению.
11) Обобщающий – оформляются результаты.
12) Доработка проектов с учетом замечаний.
13) Формируются группы рецензентов, оппонентов и внешних экспертов.
14) Подготовка к защите проектов (оформление зала, репетиция, оформление проекта).
15) Генеральная репетиция публичной защиты.
16) Координирование совещания лиц ответственных за мероприятие.
17) Публичная защита проекта.
18) Подведение итогов.
19) Анализ.
20) Итоговый этап: награждения, может быть печатание сборника.
Классификация проектов
- по форме:
вебсайт, географический атлас, атрибуты, фильм, коллекция, карта, костюм, чертеж, мультимедиа презентация и т.д. по профилю знаний: история, литература, краеведение и т.д.
- по уровню контактов:
внутриклассный, внутришкольный, региональный, межрегиональный, международный
- по количеству учеников:
личностные, парные, групповые
- по продолжительности:
краткосрочные (1-6 уроков), недельные (30-40 часов), годичные
Паспорт проектной работы:
· Название проекта
· Руководитель проекта
· Консультанты проекта
· Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту
· Учебные дисциплины близкие к теме проекта
· Возраст учеников проекта
· Состав проектных групп
· Тип проекта
· Заказчик проекта
· Цель проекта:
· Задачи (2-3, они должны быть выполняемые, выполняя их, мы должны достичь цели).
· Вопросы проекта (3-4 проблемных вопроса, на которые учащимся нужно ответить).
· Аннотация проекта (актуальность, значимость на уровне школы и социума, воспитательный аспект и личностная ориентация, краткое содержание).
· Описание предполагаемого продукта
· Этапы работы над проектом (форму, продолжительность, место работы, содержание, выход этапа (промежуточный продукт, предполагаемое распределение ролей в проектной группе)).
Паспорт проекта может быть дополнен еще чем-либо.
Оформление портфолио проекта
Оно представляется на защиту, цель его показать ход работы группы. Оно может помочь оценить каждого ученика.
1) Паспорт портфолио
2) Промежуточные отчеты групп
3) Вся собранная информация по проекту (фото, анкеты, библиография, распечатки)
4) Записи всех гипотез и идей. Каждый ученик чувствует, что его идеи записали и они значимы
5) Отчеты о проведенных мозговых штурмах
6) Все проблемы с которыми столкнулись и пути их решения
7) Эскизы, чертежи, наброски и т.д.
Критерии:
· самостоятельность работы
· актуальность и значимость
· полнота раскрытия
· оригинальность решения проблем
· артистизм и выразительность выступления
· раскрытие содержания в презентации
· использование ТСО
· ответы на вопросы.
Безусловно, метод проектов необходимо внедрять в учебную деятельность. Метод проектов позволяет развивать исследовательские навыки учащихся, умений самостоятельно конструировать знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Формировать ключевые компетенции у молодого поколения.
|