Четверг, 16.08.2018, 08:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Исследовательские и проектные методы [7]
Технология развития критического мышления [16]
Информационно-коммуникационные технологии [10]
Здоровьесберегающие технологии [7]
Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод [5]
Форма входа
Новая конфернция
Сайт ИМО
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Где Вы?
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конференция Современные образовательные технологии
    Главная » Статьи » Исследовательские и проектные методы

    Метод проектов в учебном процессе
    Каримова Инна Вячеславовна,
    заместитель директора
    Усть-Сарапульской основной школы
    Сарапульского района

        В последнее время очень много говорится, безусловно, и делается в области изучения и внедрения новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов. "Новый вид деятельности, которому нужно учиться на практике".
        В основу проектного метода положена идея деятельности на результат:
    · внешний (увидеть, осмыслить, применить), то есть должен появиться "некий продукт".
    · внутренний (опыт деятельности), то есть достижения учащихся.
        Для учителя очень важно определиться с выбором проблемы для проекта. Нужно, чтобы она была из жизни, чтобы она не была оторванной, а была актуальна, как для учителя, так и для детей. "Решить проблему", значит применить разные ЗУН, чтобы получить реальные результаты.
        Сущность метода проектов заключается в том, чтобы связать прогноз и план. Проект – (с лат.) брошенный вперед замысел в виде образа. Прогноз – предвидение наиболее вероятного течения событий. План – позволяет субъективно описать и приблизить нас к прогнозируемому образу. План – не должен быть жестким, так как не может быть четко очерченного результата, он может быть корректируемым.
        Самые первые проекты учащиеся начали делать на уроках технологии, затем в эту деятельность активно включились учителя английского языка. Это ещё раз доказывает, что ошибочно мнение «проекты можно применять только во внеучебной деятельности». В нашей школе метод проектов используется на уроках технологии, английского языка, истории, обществознания, литературы. Самое главное, чтобы учитель сам осознал важность и значимость этой деятельности. Изучил её, проникся ею, начал применять. Ниже кратко расскажу о видах циклограмм, классификации, о паспорте и портфолио проекта, а также о критериях, предъявляемых к проекту.
         Существует несколько видов циклограмм (последовательность работы над проектом), привожу только два из них:
    I.
    1) определение предмета, темы, цели и задач проекта, выбор руководителя;
    2) выполнение проекта;
    3) предзащита – в своем или другом классе, что позволяет выяснить, насколько учащиеся или группа владеет материалом;
    4) защита;
    5) подведение итогов – НПК, круглый стол, семинар.
    II.
    1) Установочное занятие (цели, задачи, замысел, примерная тематика, примерные формы продукта).
    2) Организация стендовой информации проекта.
    3) Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, сроки, требования).
    4) Консультации по выбору тематики формулировка идей и замыслов.
    5) Формирование проектной группы (желательно 7-10 человек).
    6) Групповое обсуждение идей будущих проектов: распределяются задачи, кто что будет делать, составляются индивидуальные планы.
    7) Утверждение тематики проектов.
    8) Поисковый этап (библиотека, интернет, социологические исследования, экологические вопросы).
    9) Промежуточные отчеты учащихся. В детях нужно формировать обязательность, ответственность, но если что-то не получилось, то учитель должен помочь, рекомендовать.
    10) Консультации по содержанию и оформлению.
    11) Обобщающий – оформляются результаты.
    12) Доработка проектов с учетом замечаний.
    13) Формируются группы рецензентов, оппонентов и внешних экспертов.
    14) Подготовка к защите проектов (оформление зала, репетиция, оформление проекта).
    15) Генеральная репетиция публичной защиты.
    16) Координирование совещания лиц ответственных за мероприятие.
    17) Публичная защита проекта.
    18) Подведение итогов.
    19) Анализ.
    20) Итоговый этап: награждения, может быть печатание сборника.
     
    Классификация проектов
    - по форме:
    вебсайт, географический атлас, атрибуты, фильм, коллекция, карта, костюм, чертеж, мультимедиа презентация и т.д. по профилю знаний: история, литература, краеведение и т.д.
    - по уровню контактов:
    внутриклассный, внутришкольный, региональный, межрегиональный, международный
    - по количеству учеников:
    личностные, парные, групповые
    - по продолжительности:
    краткосрочные (1-6 уроков), недельные (30-40 часов), годичные
     
    Паспорт проектной работы:
    · Название проекта
    · Руководитель проекта
    · Консультанты проекта
    · Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту
    · Учебные дисциплины близкие к теме проекта
    · Возраст учеников проекта
    · Состав проектных групп
    · Тип проекта
    · Заказчик проекта
    · Цель проекта:
    · Задачи (2-3, они должны быть выполняемые, выполняя их, мы должны достичь цели).
    · Вопросы проекта (3-4 проблемных вопроса, на которые учащимся нужно ответить).
    · Аннотация проекта (актуальность, значимость на уровне школы и социума, воспитательный аспект и личностная ориентация, краткое содержание).
    · Описание предполагаемого продукта
    · Этапы работы над проектом (форму, продолжительность, место работы, содержание, выход этапа (промежуточный продукт, предполагаемое распределение ролей в проектной группе)).
       Паспорт проекта может быть дополнен еще чем-либо.
     
    Оформление портфолио проекта
    Оно представляется на защиту, цель его показать ход работы группы. Оно может помочь оценить каждого ученика.
    1) Паспорт портфолио
    2) Промежуточные отчеты групп
    3) Вся собранная информация по проекту (фото, анкеты, библиография, распечатки)
    4) Записи всех гипотез и идей. Каждый ученик чувствует, что его идеи записали и они значимы
    5) Отчеты о проведенных мозговых штурмах
    6) Все проблемы с которыми столкнулись и пути их решения
    7) Эскизы, чертежи, наброски и т.д.
     
    Критерии:
    · самостоятельность работы
    · актуальность и значимость
    · полнота раскрытия
    · оригинальность решения проблем
    · артистизм и выразительность выступления
    · раскрытие содержания в презентации
    · использование ТСО
    · ответы на вопросы.
     
        Безусловно, метод проектов необходимо внедрять в учебную деятельность. Метод проектов позволяет развивать исследовательские навыки учащихся, умений самостоятельно конструировать знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Формировать ключевые компетенции у молодого поколения.
    Категория: Исследовательские и проектные методы | Добавил: imo-sar (17.01.2011)
    Просмотров: 5663 | Комментарии: 15
    Всего комментариев: 15
    13  
    Совершенно согласна с Инной Вячеславовной в том, что метод проектирования помогает формировать ключевые компетенциию. но у меня другая боль по этому вопросу... Дулесовская школа, как пожалуй ни одна школа района (скромность нас украшает), активно апробировала метод проекта на уроках и вовнеурочной деятельности. Сколько интереснейших проектов создали наши ребята вместе с учителями, сколько обучающих районных семинаров мы провели, как было интересно, нестандартно работать, как горели глаза ребят от осознания собственной значимости! С некоторыми проектами вышли на уровень Республики и России...А сколько времени уходит на один проект (кто делал- тот знает) И что в результате?
    Допроектировали...Провалили ГИА в новой форме в 9 классе с треском. Может быть, я ошибаюсь, но сейчас нас ориентируют работать на результат. А результат работы любого учителя - это успешные оценки детей на экзамене. Наверное педагог задумается, будет ли он применять инновационную технологию с большой затратой времени или это время он использует для подготовки к ЕГЭ и ГИА. Приглашаю к дискуссии.

    14  
    Я считаю, что "всё хорошо в меру"... Было время, когда считалось и провозглашалось на самых высоких уровнях, что школа должна только учить. Прошло какое-то время и мы получили целое поколение, которое потом назвали "потерянным", впрочем очень заслуженно. Когда вы говорите о низком уровне сдачи ГИА, я предполагаю, что произошёл очередной перекос, но теперь уже в другую сторону. Повторюсь:"всё хорошо в меру". Школа должна и учить, и воспитывать. А также давать знания и формировать компетенции. ГИА и ЕГЭ без знаний пустой звук. Как впрочем и школа... Я оптимист и считаю: кто ищет, тот всегда найдёт!

    12  
    Метод проектов направлен в БУДУЩЕЕ. Используя данную технологию, учитель готовит детей к дальнейшему успешному обучению в других учебных заведениях. Я Вас полностью поддерживаю, Инна Вячеславовна!
    happy

    11  
    Метод проектов у многих педагогов вызывает затруднения на начальном этапе, но всё можно преодолеть если есть большое желание научиться. Этот метод интересный и результативный. Призываю всех педагогов использовать его в своей практике.

    8  
    Метод проектов интересен, но я плохо представляю его применение на уроке. Как выбрать тему? Как организовать работу учащихся?
    Возможно, я не до конца понимаю и представляю последовательность работы над проектом. sad

    9  
    Tanja, проекты бывают разными (т.е. существуют разные классификации проектов), тем не менее, возможно выполнение проекта и на одном уроке. Важно правильно сформулировать тему и соблюсти все этапы и требования к выполнению проекта. В качестве примера можно предложить тему "Влияние выполнения режима дня на жизнедеятельность человека". Главное обеспечить детей информацией по проблеме.

    10  
    Главная цель современного образования − формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в дина-мичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Формирование у учащихся способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности возлагается в первую очередь на образование и главным образом на среднюю школу. С этой точки зрения ключевыми направлениями совершенствования методики обучения математике являются:

    формирование и развитие ключевых компетенций личности обучающегося в процессе обучения математике;
    практическая направленность обучения как средство формирования и развития у школьников способов мышления, необходимых для социализации и полноценного функционирования в обществе;
    деятельностный подход в обучении, современные методы и организационные формы обучения предмету, обеспечивающие новое качество образования;
    информационно-коммуникативные образовательные технологии в организации освоения содержания учебной программы по математике.
    Реализация этих направлений может осуществляться через организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся. Исследовательский и проектный методы обучения относятся к активным методам обучения и обеспечивают глубокое проникнове-ние в сущность изучаемой проблемы, повышают личное участие каждого
    но часто нет времени dry


    7  
    Хочу отметить, что и в начальной школе метод проектов работает весьма успешно. Дети с удовольствием занимаются исследованиями, проектируют и с удовольствием выступают.
    happy

    6  
    Сейчас в ряду профессиональных компетенций педагога появилось требование к формированию проектировочных умений учащихся, таких, как умение выделить проблему, найти способ ее решения, поставить цель, спланировать ход ее достижения, проанализировать полученный результат в соответствии с целью и способом ее достижения, увидеть новую проблему и т. д.
    Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания.
    Навыки проектировочной деятельности формируют у учащихся и педагогов опыт продуктивных действий в ситуациях, характерных для переходных периодов в развитии общества, когда нарастает неопределенность, нестабильность и люди больше, чем раньше, нуждаются в координации совместных действий, продуманных решениях, обретении смысла жизни, в новых ценностях. Современный человек умеет наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, умеет преодолевать конфликты и противоречия – все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов.

    5  
    Метод проектов работает очень давно! Но не все с удовольствием вовлекаются в эту интересную работу. Хотя, вся деятельность воспитательных систем школ, как раз и направлена на создание проектов, совместных проектов, с учителями или учащимися! Все наши программы здоровья-толерантности-семьи-и тд и тп - все строятся на принципах проектной деятельности.

    Понятие и сущность технологической культуры.
    Именно с культурологических позиций, с позиций педагогической интерпретации культуры как национального и общечеловеческого достояния появляется возможность преодолеть в содержании образования разобщённость школьных предметов и реально формировать обобщенное целостное представление о мире, о месте в нем общества и человека. Именно культура, понимаемая как «личностная сторона истории», в которой человек выступает и «как восприемник исторического наследия», и как творческое начало истории (3), может и должна стать своеобразным ориентиром оптимального и в то же время нормативного способа действий в мире и понимании мира, то есть направить содержание образования на формирование функционально грамотной личности.
    Личностный характер культуры, её ценностный смысл способны перевести видение мира в личностную плоскость, сквозь призму мотивов и установок, ценностей и убеждений в свете индивидуального опыта не только познавательного, но и эмоционально-смыслового. Другими словами, содержание образования с этой точки зрения начинает выполнять функцию формирования смыслового отношения к миру – основы культуры внутреннего мира школьника.
    В целом ключевым для культурно ориентированного образования становится понятие образа (картины) мира, которое обеспечивает целостное представление ценностей материальной и духовной культуры: культуры учения и мышления, деловой культуры и культуры технологической, политической и правовой культуры, культуры общения и эстетической культуры, культуры быта и семейных отношений, физической и экологической культуры и т.п.(4).
    Сейчас осознание этого особенно важно не только для России, но и для всего мира. Научное, технологическое, экономическое, социальное развитие во много раз ускорилось и не может прогнозироваться путем простой экстраполяции. А это значит, что стало невозможно готовить новое поколение к жизни и работе в обществе с определенными, фиксированными параметрами. Чтобы выпускник школы был востребован в обществе при любых условиях, его не просто надо научить – не менее, если не более важно научить его учиться. Образование, прежде всего, формирование готовности к самостоятельному познанию, становится ключом к успешному развитию общества.


    15  
    Алла Владимировна! За подтверждение моих мыслей огромное спасибо! Все, действительно, верно. "Научить учиться" - это девиз моей практической педагогической деятельности, я рада, что мы с Вами сообщники.Мы вместе с ребятами учимся и помогаем друг другу учиться, потому что, как Вы заметили, жизнь наша имеет двойное скоростное развитие. Но здесь самое главное - научить формулировать проблему и искать из неё выход, научить задавать вопросы и искать на них ответы, научить себя стать вовремя востребованным, если нужно перестроиться, переучиться, спокойно и целенаправленно, анализировать сегодняшний день, прогнозировать завтрашний и оставаться при этом ЧЕЛОВЕКОМ.При этом не забывая о здоровье своем и тех людей, которые его окружают. Таким я вижу нашего выпускника. В этом я и вижу большую значимость технологии проектной деятельности.

    1  
    Полностью согласна с вами, Инна Вячеславовна. Учебная деятельность с использованием проектов помогает учитывать индивидуальные интересы и потребности каждого ученика. Проекты предполагают выбор учащимися содержания, методов исследований и вида создаваемого продукта. Проекты также позволяют школьникам выбирать тему, которая их интересует, пробовать новые умения, применять умения, которыми они уже владеют, а также создавать продукты и представлять деятельность, отражающую их индивидуальность. Участвуя в проектах, учащиеся принимают решения, занимаются совместной деятельностью, учатся брать на себя инициативу, осваивают мастерство публичного выступления. Но на начальном этапе эта работа вызывает много затруднений как у педагога, так и у учеников. happy

    2  
    А можно уточнить, какие именно затруднения возникают у учителя, а какие у учеников? wacko

    3  
    для данной деятельности необходимо сформировать УУД: коммуникативные, регулятивные, например

    4  
    Начало организации совершенно нового подхода к обучению, всегда вызывает затруднения у учителя. Если работать с детьми 11-13 лет, введение этого метода для детей происходит довольно успешно. Но дети постарше 15-16 лет отражают страх перед большим количеством самостоятельной работы. Они привыкли работать по другому - им учитель "разжевал" материал - кто-то "проглотил", а кто-то только вид сделал. wink

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2018