Четверг, 25.04.2024, 13:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Исследовательские и проектные методы [7]
Технология развития критического мышления [16]
Информационно-коммуникационные технологии [10]
Здоровьесберегающие технологии [7]
Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод [5]
Форма входа
Новая конфернция
Сайт ИМО
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Где Вы?
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конференция Современные образовательные технологии
    Главная » Статьи » Исследовательские и проектные методы

    Проектная деятельность в начальной школе
    Долгих Эльвира Тимирхановна,
    учитель ИЗО
    школы-сада "Родничок"
    Сарапульского района
     
        Тему «Проектная деятельность в начальной школе» я считаю актуальной, сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
        Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
       Выясним, достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ: конечно же нет! Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности. И прежде чем учить этому детей, мы – педагоги - должны сами освоить эту интересную и эффективную технологию. Лично мне помогли в этом разобраться курсы Intel «Обучение для будущего», которые мы с коллегами закончили в 2009 году по теме «Проектное обучение школьников».
        Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
        Мы понимаем, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагаются учителями. В основном они касаются какого-либо теоретического вопроса школьной программы. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний по этому вопросу (групповые работы, сообщения). В дальнейшем тематика проектов в основном предлагается самими детьми.
       В помощь учителю и ученику сейчас существует много литературы:
    · «Основы проектной деятельности школьника» Г.Б.Голуб
    · «Как организовать проектную деятельность учащихся» И.С. Сергеев
    · учебно-методический комплект Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и учебник-тетрадь «Я - исследователь»
        Эта литература может очень помочь в организации проектной деятельности. В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде.

    Ученик

    Учитель

    Определяет цель деятельности  Помогает определить цель деятельности
    Открывает новые знания или способы деятельности Рекомендует источники получения информации
    Экспериментирует Предлагает возможные формы работы
    Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов
    Активен Создает условия для активности школьника
    Субъект деятельности Партнёр ученика
    Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

       Следовательно, занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений. Можно выделить важные из них:
    -качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.
    -умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.
    а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
    б) социального взаимодействия (сотрудничать с учителями-предметниками, работниками школьной и сельской библиотек, жителями села, родителями, работниками предприятий, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
    в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
    г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
    д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности).
        Исходные теоретические позиции проектного обучения:
    · в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
    · образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
    · индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
        Метод проектов целесообразно применять, если
    · Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование)
    · Есть значимость результата (теоретическая, практическая)
    · Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.
    · Возможно структурирование (этапность) проекта.
        Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
        Проектный метод направлен на:
    · Развитие критического мышления
    · Развитие творческого мышления
    · Умения работать с информацией
    · Умения работать в коллективе;
    · Владеть культурой коммуникации.
       Если ребёнок участвует в создании проекта, то задача родителей – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью.
        Действия родителей могут быть такими:
    -проявлять заинтересованность (важный фактор поддержания мотивации)
    -помочь советом, информацией (источник информации может быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет)
    -обеспечение самостоятельности школьников
    -активное участие на каждом этапе проектной деятельности.   
       Об этом мы, учителя, обязательно должны информировать родителей.
        Джон Дьюи, американский философ и педагог ещё в своё время говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служил метод проектов, разработанный учеником Д.Дьюи, американским педагогом В. Килпатриком. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. По мнению В. Килпатрика, лишь в этом случае обучение и воспитание могут превратиться в непрерывную перестройку жизни учащихся и поднять ее на более высокую ступень, а школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.
        Так давайте постараемся готовить наших детей к жизни, чтобы все знания, которые мы даём, пригодились им.
     
     
    Категория: Исследовательские и проектные методы | Добавил: imo-sar (05.02.2011)
    Просмотров: 26024 | Комментарии: 8
    Всего комментариев: 5
    5 speelebyPabk  
    0
    windows key finder jelly bean windows 7 key won#39;t work
    windows 7 key multiple computers

    4 Калмыкова Наталия Борисовна  
    0
    Среди множества существующих на сегодняшний день педагогических технологий считаю весьма эффективной проектную деятельность учащихся. Ведь именно при применении этой технологии обязательно выбирается проблема, выдвигается гипотеза. Дети с удовольствием участвуют в проектной деятельности.

    3 Инуля  
    0
    Эльвира Тимирхановна! Обожаю "РОДНИЧОК", и не только я, а вся наша семья: моя дочь Айгуль закончила Вашу школу. Те знания, умения, компетенции, которые были заложены и сформированы в этом учебном заведении востребованы в жизни моей дочери. Поэтому Ваш коллектив творческий, успешный и очень сильный. Я уверена, что использование вами метода проектов только создаст дополнитнльные условия для реализации потенциала Ваших воспитанников! Отдельное спасибо нашей любимой НАТАЛЬЕ АЛЕКСАНДРОВНЕ КОТЛЯРОВОЙ.

    2 Анастасия  
    0
    Главная заслуга проектной деятельности заключается, на мой взгляд, в том, что те учебные действия и навыки, которые приобретаешь в результате проектирования, начинаешь применять в повседневной жизни! Это и умение планировать свою деятельность, структурировать, работать в команде, нести ответственность за свои поступки и многое-многое другое. Поэтому нужно прививать данные умения ребятам с самого начала учебы - с начальных классов.Спасибо Вам за ваш труд и энтузиазм!Успехов и оптимизма, высоких результатов в педагогической деятельности! tongue happy

    1 Ольга  
    2
    Солгасна с вами, Эльвира Тимирхановна, что метод проектов позволяет активно привлекать родителей к учебной деятельности детей. Это не простоя выполнение за них какой-то поставленной задачи, а совместный поиск решения, общение, а значит родители больше времени уделят своим детям, что несомненно имеет только положительные стороны!!! happy

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024