Понедельник, 10.12.2018, 00:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Исследовательские и проектные методы [7]
Технология развития критического мышления [16]
Информационно-коммуникационные технологии [10]
Здоровьесберегающие технологии [7]
Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод [5]
Форма входа
Новая конфернция
Сайт ИМО
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Где Вы?
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конференция Современные образовательные технологии
    Главная » Статьи » Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод

    Формирование ключевых компетенций младшего школьника через внедрение технологии проблемного обучения
    Андреева Антонида Михайловна,
    учитель начальных классов
    Дулесовской основной школы
    Сарапульского района
     
        Профессия УЧИТЕЛЬ – это «человековедение», надо помнить, что каждый ребенок- это целый мир, неповторимый и своеобразный. Сегодня обществу нужен не только учитель-профессионал высокого уровня, но и человек высокой культуры, личного обаяния, прежде всего – специалист «ребячьих душ». Учительница начальных классов – это настоящая добрая, дивная волшебница, которая зажигает в душах детей звезды и является главным проводником в Храм Науки.
        Мой педагогический стаж работы составляет без малого 35 лет. За эти годы я использовала в своей деятельности разнообразные методики, технологии обучения учащихся начальных классов. Но самой эффективной, на мой взгляд, является технология проблемного обучения, которую я реализую через программу развивающего обучения Л.В. Занкова. Данную технологию я применяю уже восьмой год. Особенно актуально использование проблемного обучения становится, на мой взгляд, сейчас, в переходный период в российском образовании. Ведь данная образовательная технология реализует компетентностный подход в педагогической деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения. Очень важно идти в ногу со временем, говорить на одном языке со своими учениками, чувствовать себя востребованной в эпоху жесткой конкуренции и всеобщей глобализации.
        Моя главная задача – воспитание и развитие личности на основе формирования ее учебной деятельности, создание условий для роста личностных достижений через ситуацию успеха, формирование межпредметных и мета предметных компетенций у учащихся. В своей педагогической деятельности я добиваюсь того, чтобы ребенок не заучивал готовые знания, а делал для себя каждый раз маленькие открытия. Как говорится, то, что сам открыл, не забудешь никогда. Поэтому за основу своей работы я взяла технологию проблемного обучения, суть которой заключается в творческом усвоении знаний. Под творчеством я понимаю деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
       Характерной особенностью проблемного обучения является организация совместной учебной деятельности педагога и учащихся в атмосфере делового сотрудничества, дискуссионного размышления, поддерживающего позицию учащегося себя как индивида. Это позволяет школьникам испытывать чувство собственного открытия в науке, пережить радость творчества и успеха, стимулирует на каждом последующем этапе обучения новые проявления творчества, рождая новый успех. Так формируется информационная компетенция учащихся.
       Выделяют следующие этапы урока в данной технологии:
    1. Постановка проблемы
    2. Поиск решения
    3. Выражение решения
    4. Реализация продукта
    5. Рефлексия.
        Основное отличие от традиционного урока в том, что на традиционном уроке знания усваиваются репродуктивно. В технологии проблемного обучения же знания усваиваются творчески, учащиеся САМИ формулируют правила, делают выводы, а затем сравнивают с учебником. На своих уроках я использую две формы технологии постановки учебной проблемы:
    - Тема урока совпадает с проблемой
    - Несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который и будет новое знание.
        Мастерство педагога заключается в том, чтобы правильно поставить учебную проблему и, таким образом, помочь детям сформулировать тему урока или вопрос для дальнейшего исследования на уроке. Что же подразумевается под понятием «проблема»?
        Проблема - это вопрос, охватывающий противоречия между двумя фактами, мнениями, положениями.
    Приведем пример:
    4+7х2=18
    4+7х2=22
        Таким образом, возникает вопрос: Почему в одинаковых примерах разные ответы?
        Также под проблемой мы понимает вопрос, охватывающий противоречия между житейскими представлениями детей и научным фактом.
    Еще один пример:
    Легкий легко
    Веселый весело
    Быстрый быстро
        Из сопоставления данных слов возникают вопросы:
    - Что это за слова во втором столбике?
    - Как разобрать их по составу?
       И дети, выполняя задание, приходят к выводу, что в первом столбике прилагательные, потому что они имеют окончания –ий, -ый. Следовательно, это изменяемые части речи. А во втором столбике слова неизменяемые, у них нет окончаний, следовательно, это другая часть речи. Так учащиеся знакомятся с наречием.
        Проблемой мы называем и вопрос, охватывающий противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание:
    -постройте треугольник с углами 90, 60, 120 градусов.
    Дети не смогут выполнить задание, а почему?
    - Давайте разберемся!
        Опытным путем дети приходят к выводу, что сумма углов треугольника равняется 180 градусам.
        Очень важно уметь сформулировать проблему. Здесь тоже возможны варианты. Иногда я сама заостряю внимание детей на противоречии и формулирую проблему. Это подходит для учащихся 1, 2 классов. Иногда плавно подвожу к проблеме, а затем кто-то из детей самостоятельно называет ее, домысливая. Но интереснее всего разворачивать побуждающий диалог от проблемной ситуации, задавая наводящие вопросы.
         Как же формируется коммуникативная компетенция учащихся, спросите вы? С помощью грамотно организованного общения, направленных диалогов, нацеленных на развитие речи, логики, причинно-следственных связей.
        На своих уроках я пользуюсь несколькими приемами для построения побуждающего диалога, в результате которого формулируется проблема. Вот некоторые из наиболее часто используемых мною приемов.
    - Что вас удивило? Какими видите факты? Сколько мнений существует? А сколько теорий? Так какой возникает вопрос?
    - Сколько в нашем классе мнений? Как же нам выделить верное?
    - Вы сначала как думали?  А как на самом деле? Какой возникает вопрос?
    - Вы смогли выполнить задание? А в чем затруднение? Сформулируйте проблему..
    - Вы нашли решение задачи? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какая же тема урока сегодня?
    - Что вы сделали для решения вопроса? Какие знания применили?  Какова тема урока?
        Побуждающий диалог используется для решения учебной задачи. Ведь поиск решения проблемы – это поиск ответа на вопрос, который завершается открытием нового знания.
         При дифференцированном обучении я использую и подводящий диалог – систему вопросов и заданий, которая приводит пассивного ученика к формулировке темы урока. Это помогает реализовать личностно-ориентированный подход, дать возможность каждому ребенку включиться в образовательный процесс. Подводящий диалог также ведет к открытию нового знания. Возьмем тот же пример с построением треугольника с углами в 90, 60 и 120 градусов. Дети не могут построить. Тогда необходимо побудить их к учебному действию:
    - Начертите углы и измерьте их. Найдите значение суммы. (270 градусов) Почему мы не смогли построить треугольник? (Потому что при измерении углов других треугольников сумма равняется 180 градусам!) Так опытным путем дети выявили закономерность и ответили на вопрос, определив проблему и тему урока.
        Для развития активной речи я использую на этапе воспроизведения знаний прием Проговаривания. За счет этого углубляется понимание, ведь ребята сами, по-своему выражают полученные знания. Добиться продуктивного воспроизведения знаний можно несколькими способами:
    - Когда тему урока формулируют сами ученики после открытия нового знания
    - С помощью диалога в конце урока, задавая вопросы по новой теме
    - Составлением опорных таблиц или сигналов.
        На стадии рефлексии можно использовать художественное выражение научных знаний. Например, сочинить стих по теме: Скобки найдем, остальное потом! Часто я заимствую в технологии развития критического мышления приемы СИНКВЕЙН, ХАЙКУ, ДИАМАНТА, РАФТ и др.
       Таким образом, при грамотной организации совместной деятельности (ученик-учитель, учитель-ученик, работа в парах, в группах, побуждающий и подводящие диалоги) формируются и предметные (получение нового знания) и метапредметные (в частности, коммуникативных) компетенции.
        Первая цель учителя - научить учиться. То есть, создать условия для того, чтобы обучаемый мог бы самостоятельно решать учебные и познавательные задачи, проявлять положительные эмоции и чувства, творческий потенциал, что формирует лучшие духовно-нравственные качества его личности.
       Это и помогает достигнуть правильно построенный урок проблемного обучения, на котором обеспечивается и стимулируется активная самостоятельная и совместная деятельность учащихся.
        Таким образом, идет целенаправленное формирование ключевых компетенций младшего школьника.
     
     
    Видеофрагмент 1
     
    Категория: Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод | Добавил: imo-sar (08.02.2011)
    Просмотров: 5615 | Комментарии: 12
    Всего комментариев: 12
    12 Вален_тина  
    Антонида Михайловна! Спасибо за интересный материал. Желаю дальнейших творческих успехов в обучении детей!
    happy

    11 ITALMAS  
    Добрый вечер, Антонида Михайловна! Очень много интересного узнала из вашей статьи. Вы молодец, что творчески относитесь к работе, идёте в ногу со временем. Так держать!

    10 sun  
    Уважаемая Антонида Михайловна! Хотела бы обратить внимание педагогов на важность уроков "Открытия нового", так как эти уроки играют огромную роль для развития ребенка. В ФГОС в основе лежит системно-деятельный подход, в основе которого лежит проблемное обучение. Не так то просто построить уроки в этой технологии. Я вижу по статье, что человек действительно работает в этой технологии, и педагоги должны обратить внимание на ваш опыт работы.

    5 Ида  
    Зравствуйте, Антонида Михайловна! Познакомилась с Вашей работой. Действительно, технология проблемного обучения актуальна. Вы подробно раскрыли цели и задачи данной технологии. Спасибо Вам. Желаю дальнейших успехов в работе, вдохновения, здоровья.

    6 Антонида  
    Благодарю Вас за теплые слова!Спасибо за пожнлания. smile

    4 весна  
    tongue biggrin Здравствуйте, дорогая Антонида Михайловна!
    познакомилась с вашей работой на сайте интернет- конференции. Вы молодец! Проблемное обучение действительно у Вас очень хорошо получается. Вы показали отличный открытый урок на районном семинаре по преемственности детского сада и школы!
    Желаю дальнейших творческих успехов!!!

    7 Антонида  
    Спасибо, Ольга Алексеевна!Приятно, когда директор школы так высоко ценит работу своих подчиненных. smile

    3 Историк  
    Проблемное обучение применяю уже лет 7. С своими нароботками учавствовал в конкурсе "Учитель года". Урок, защищал реферат Проблемное обучение на уроках истории" Для таких предметов как история, химия, физика, литература да и другие предметы -это незаменимая технология. Она заставляет детей думать!!! Развивает самостоятельное мышление, формирует исследовательские умения. Ну и конечно творческий подход. И действительно многие заметили, что проблемное обучение схоже с ТРКМ. Всем успехов кто применяет данную технологию. Антониде Михайловне персонально.

    8 Антонида  
    Спасибо!Данная технология действительно дает высокие результаты, оправдывает время, затраченное на подгоовку к урокам, соответствует современным требованиям и новым стандартам.Присоединяюсь к Вашим пожеланиям успехов! happy

    2 голубка  
    Спасибо за то. что поделились своим опытом. Надеюсь. что данная информация пригодится мне при подготовке моих уроков. : happy

    9 Антонида  
    Я тоже надеюсь, что мои наработки пригодятся коллегам, которые решат применять проблемное обучение в своей педагогической деятельности.Обращайтесь, всегда откликнусь на Вашу просьбу smile

    1 Анастасия  
    Уважаемая Антонида Михайловна! Разрешите выразить Вам свое глубокое уважение, искреннее почтение и поблагодарить за Ваш труд! Спасибо Вам за все, успехов, здоровья, радости, финансового благополучия, талантливых учеников и понимающих родителей! так держать! happy

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2018