Суббота, 20.10.2018, 16:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Исследовательские и проектные методы [7]
Технология развития критического мышления [16]
Информационно-коммуникационные технологии [10]
Здоровьесберегающие технологии [7]
Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод [5]
Форма входа
Новая конфернция
Сайт ИМО
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Где Вы?
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конференция Современные образовательные технологии
    Главная » Статьи » Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод

    Обучение участию в дискуссиях на уроках немецкого языка с использованием технологий проблемного обучения
    Мымрина Вера Яковлевна,
    учитель немецкого языка
    Шадринской средней школы
    Сарапульского района
     
       Использование технологии проблемного обучения в преподавании иностранных языков имеет свою специфику: учащиеся должны не только решить какую-либо проблему (чаще – житейского характера), но и подобрать языковые и речевые средства на иностранном языке, адекватные поставленной цели, а именно – высказаться в защиту своей точки зрения.
       Проблемный подход, тщательно разработанный в теории, к сожалению, подчас не находит своего применения в практике преподавания иностранных языков в силу целого ряда причин, обусловленных разного рода языковыми трудностями.
       К языковым трудностям оформления иноязычного высказывания в учебных ситуациях можно отнести недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах, а именно:
    1. дефицит грамматических структур;
    2. дефицит лексики в рамках темы, подтемы;
    3. неумение употреблять языковые средства адекватно ситуации общения;
    4. дефицит формул контактно-устанавливающего характера;
    5. дефицит формул логико-смысловой организации высказывания и, как следствие, трудность вовлечения учащихся со слабой языковой подготовкой в обсуждение.
       В связи с этим я хотела бы поговорить о проблеме развития речи, причём не только на уроках гуманитарного цикла, так как вышеперечисленные трудности в полной мере можно отнести и к трудностям при оформлении речи на родном языке. Выпускники школ в большинстве своём слабо владеют навыками устной речи. Но ведь в школе практически каждый день учащимся встречаются ситуации, когда они должны уметь высказать свое мнение по определённой проблеме. Умение грамотно и чётко формулировать свои мысли часто входит также в набор необходимых компетенций, владение которыми входит в перечень требований, предъявляемых работодателями. Учащиеся часто теряются в таких ситуациях – ведь многие и на русском языке не всегда умеют грамотно и логично построить своё высказывание, не говоря уже об иностранных языках. Следовательно, для того, чтобы суметь высказать свою точку зрения, ученик должен иметь достаточную языковую и речевую подготовку, которая при обучении иностранным языкам осуществляется на этапе совершенствования речевых навыков устной речи (мини-монологи, подготовительные упражнения для последующего развития умений диалогической и монологической речи)
       Каким образом обеспечить возможность участия учащихся в дискуссиях?
       Прежде всего, необходимо определить, какие требования мы должны предъявлять к устной речи. Это, прежде всего, следующие факторы:
    - непрерывность, т.е. отсутствие ненужных пауз. Пауза может быть обусловлена только логикой речи, способствовать её выразительности. Также недопустимы всякого рода звуки (э-э-э, а-а-а), которые появляются, когда человек подбирает нужное слово, особенно, если это так называемая «подготовленная» речь;
    - логика, последовательность изложения, соблюдение определённой схемы построения высказывания; - чёткость, ясность оформления своих мыслей, доступность изложения;
    - богатство языковых средств (хороший запас продуктивной лексики говорящего, знание синонимов, употребление разного рода речевых клише, придающих речи законченность и необходимую оформленность – о них позже);
    - правильность речи (знание грамматических норм языка, умение их применять в устной речи, расстановка ударений);
    - отсутствие слов-паразитов.
       Чтобы устная речь соответствовала перечисленным требованиям, нужно:
    1) обеспечить тренировку в употреблении лексики по теме;
    2) обеспечить тренировку в употреблении речевых клише;
    3) научить выстраивать своё высказывание по определённой схеме.
       Как организовать работу по обучению учащихся участию в дискуссиях? Какие моменты нужно учитывать при этом? Более подробно об этом – в теоретической части.
       Мною разработаны отдельные приёмы, которые помогают мне осуществить подготовку участия школьников в дискуссиях. Данные приёмы позволяют существенно сократить этап семантизации лексики, причём учащиеся начинают употреблять лексику в определённом контексте уже на первых уроках. Эффект очевиден: дети не боятся высказываться; на уроках подготовительного этапа они работают с таблицами; на уроках заключительного этапа – развития речевых навыков – сильные ученики способны к спонтанному высказыванию, не боятся сделать ошибку. Что касается слабых учеников, они работают с помощью различных опор – таблиц, схем и т.д.
       В качестве иллюстрации к данному сообщению я позволю себе привести в приложении материалы для работы в 8 классе (тема цикла уроков сформулирована следующим образом: «Школа: радость или огорчение?»):
    1) материалы для работы на этапе совершенствования речевых навыков (подготовительный этап, предшествующий этапу развития речевых умений);
    2) разработку одного из уроков на заключительном этапе работы – этапе развития речевых умений;
    3) теоретическое обоснование.
     
     
    Категория: Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод | Добавил: imo-sar (08.02.2011)
    Просмотров: 5438 | Комментарии: 2
    Всего комментариев: 1
    1  
    Плохо представляю проблемное обучение и иностранный язык. Хотя тема разработки урока- проблемная.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2018