Пятница, 19.04.2024, 04:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Исследовательские и проектные методы [7]
Технология развития критического мышления [16]
Информационно-коммуникационные технологии [10]
Здоровьесберегающие технологии [7]
Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод [5]
Форма входа
Новая конфернция
Сайт ИМО
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Где Вы?
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конференция Современные образовательные технологии
    Главная » Статьи » Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод

    Проблемно-диалогическое обучение в школе
    Сухих Татьяна Ивановна,
    учитель истории и обществознания
    Уральской средней школы
    Сарапульского района
     
       За последние годы кардинально изменилась политическая и социально–экономическая ситуация в стране, что вызвало необходимость выработки новых подходов к обучению школьников. Традиционный подход к образовательному процессу, ориентированный на формирование комплекса знаний, умений и навыков, уступает место компетентностному подходу. Для того чтобы выпускник школы был не только хорошо информированным специалистом, но и был способен использовать полученную информацию в своей профессиональной деятельности, используются новые образовательные технологии. Одна из таких технологий – технология проблемно–диалогического обучения.
       Технология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
       При построении проблемно-диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы тормозящие диалог:
    - категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению;
    - отсутствие внимания учителя к ребёнку;
    - закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые можно и не отвечать;
    - неумение учителя быть хорошим слушателем.
       В самом определении «проблемно–диалогическое обучение» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной программы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.
       В начале урока учитель в диалоге с учениками создаёт проблемную ситуацию (например, предъявляет два противоречащих факта). Далее ученики в диалоге с учителем, исходя из проблемной ситуации, формулируют учебную проблему – основной вопрос урока или темы. Он, как правило, записывается на доске.
       В диалоге с учителем ученики актуализируют имеющиеся у них знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать (сделать), чтобы найти решение проблемы (план урока). Выполняя план, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи.
       Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено и выражает это решение в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа.
       Проблемно–диалогическая технология – метод введения нового знания в современном образовании.
     
     
    Категория: Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод | Добавил: imo-sar (14.01.2011)
    Просмотров: 18024 | Комментарии: 9
    Всего комментариев: 9
    9 Ветка  
    0
    Проблемно-диалоговое обучение мы не можем использовать очень часто, потому что решение учеником какой-либо проблемы подразумевает большие затраты времени. К сожалению, и учителю приходится подсказывать в этой ситуации тоже потому, что время ограничено. Зачастую наша программа напичкана таким образом, что один урок-одна тема. И пока ученик дойдет своим путем до сути (а скорость у всех из них тоже разная), составит таблицы, схемы, сделает какие-то выводы, не хватает времени на закрепление, повторение.

    7 весна  
    0
    Татьяно Ивановна! Диалоговые уроки проводить совсем непросто. Я была на открытом уроке у одного учителя, создалось такое мнение, что учитель презентует сам себя, демонстрирует свои знания и никак не может понять, что иногда учителю лучше говорить поменьше и дать пространство для ученика, для диалога. biggrin

    5 Историк  
    1
    Тысяча учителей-тысячи методик.
    /Китайская мудрость./

    А ещё: Новое- это хорошо забытое старое.

    Согласны? Готов поспорить.


    6 НиВа  
    0
    совершенно согласна, потому что всеми этими методиками пользовались давно (я с времени окончания университета), только назывались они по-другому, применяла их и модернизировала: и упрощала, и усложняла в зависимости от особенносте6й класса. Но время неумолимо идет вперед, и мы все равно, приближаясь в очередной раз к Западу, списываем с него экономические методики, мастерски приспосабливая к педагогике, и у нас это мастерски получается! Считаю, вот эти изюминки надо показывать. Но есть и побочные явления, которые могут сыграть снами глупую шутку. В применении всех методик часто ли мы обращаемся к психологам? Наши дети очень разные, и мы часто не анализируем их психологические особенности, хотя утверждаем, что делаем это профессионально. Каждый должен заниматься своим делом: психологи-психологией, учителя на основе их исследований - методикой и проведением уроков, при этом не уставая правильно анализировать и ставить перспективы. К сожалению у нас всегда не хватает времени именно для совместной работы с психологами. Думаю это важно! У меня с классом были большие проблемы и были бы еще больше, если бы не работа спихолога. Благодаря её исследованиям, были изучены особенности класса и каждой личности в отдельности, советы психолога пригодились в элементарном рассаживании класса парами и группами - класс стал работоспособным, более творческим, учителю легче стало вести урок и готовить урок согласно этим особенностям. Вот она дифференциация по психологическому принципу, она дает результаты на уровне работы в парах, группах.

    8 Инуля  
    0
    Главное понимать и применять принцип " НЕ навреди!"
    И мне плевать на модные технологии и веяния времени.
    У нас в руках и деяниях самое святое РЕБЁНОК!!!!

    4 Катрин  
    1
    Татьяна Ивановна, спасибо за материал. Я частично прочитала статьи по разным технологиям и пришла к выводу, что все технологии между собой переплетаются и в чистом виде учитель не использует одну технологию, а применяет несколько. При таком подходе мы сможем выпустить конкурентно -способного ученика.

    3 Babira  
    3
    Надо уметь работать с тестами, но важнее уметь выразить свои мысли. Достижение таких навыков возможно, применяя проблемно-диалогическое обучение. Трудности возникают в ограничении времени на уроке, когда формируя мысли во фразу, ученик использует достаточно много времени и, часто учитель нервничает или помогает ученику завершить фразу, но уже учительскими словами (а может и мыслями). Чтобы формировать эти навыки необходим достаточный словарный запас ученика. А мы как наблюдаем - этот запас истощается и упрощается. Вывод: учителю необходимо подбирать методики обучения новым понятиям, терминам и выделять время на уроке по формированию диалогической деятельности и умению учащихся задавать свои вопросы.

    2 лето  
    6
    Действительно наши дети скоро вообще разучатся говорить. Поэтому такие технологии очень важны и нужны. Я считаю, что проблемно-диалоговое обучение можно применять при подготовке к ЕГЭ.
    Так как:
    1.Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения.
    2. Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.
    3. Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.
    4.Обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.
    5.В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.

    Технология проблемно-диалогового обучения дает возможность:
    - научить ребят мыслить логично, научно, творчески;
    - формировать не просто знания, а знания- убеждения;
    - содействует формированию прочных знаний, так как, сведения, самостоятельно, добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти;
    - воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности,
    - формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности;
    - формировать и развивать интерес к учению. tongue


    1 allamatvienko  
    1
    Тема хорошая, правильная, так как дети тяжело идут на диалог - они живут своей жизнью, насыщенной телефоном и общением в социальных сетях. Говорить не умеют! Все приёмы и методы, способствующие вызвать ученика на разговор хороши!
    Проблемные ситуации возникают ежесекундно и у любого человека, научить детей умению их решать - вообще главная задача школы!

    Приемы создания проблемной ситуации
    1. одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения

    2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

    3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

    Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

    4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще

    5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

    6. шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим

    Шаг 2. доказать, что задание учениками не выполнено

    Хороший материал по этой теме - http://www.proshkolu.ru/contest/problema/ happy


    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024