Четверг, 16.08.2018, 08:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Исследовательские и проектные методы [7]
Технология развития критического мышления [16]
Информационно-коммуникационные технологии [10]
Здоровьесберегающие технологии [7]
Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод [5]
Форма входа
Новая конфернция
Сайт ИМО
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Где Вы?
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конференция Современные образовательные технологии
    Главная » Статьи » Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод

    Технология проблемного обучения в начальной школе
    Сергеева Татьяна Михайловна,
    заместитель директора школы-сада с.Мостовое
    Сарапульского района
     
      Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
       Работая в условиях сельской школы, сталкиваешься с такими проблемами:
    - низкий уровень интеллектуального развития учащихся;
    - низкий педагогический и психологический уровень образования родителей учащихся;
    - недостаточная материальная база.
       Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.
       Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.
        Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия ее выполнения:
    Проблемное обучение целесообразно применять:
    - когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,
    - когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),
    - когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени
       Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.
        М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения:
    1. Проблемное изложение знаний.
    2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.
    3. Исследовательский метод обучения.
       А также И.Я. Лернер – активный исследователь в области проблемного обучения – утверждает, что «проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Если бы школа стала на этот путь, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания окружающего мира, который человечество прошло на протяжении своей истории… Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает проблемный материал».
       Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
        Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:
    1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.
    2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
    3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.
       Применять технологию проблемного обучения можно при обучении детей исследовательской деятельности, так как способствует становлению и развитию нравственных черт личности, настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности.
        Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. Поэтому в работе нужно стремиться не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность на уроках.
        Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.
       Структура проблемного урока
    1.Организационный момент
    - включение детей в деятельность;
    - выделение содержательной области.
    2. Актуализация знаний
    - воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;
    - фиксирование затруднения в деятельности по известной норме. 3. Постановка учебной проблемы
    - определение затруднения, его место.
    - определение необходимости нового знания.
    4. «Открытие» учащимися нового знания
    - выдвижение гипотезы;
    - проверка гипотезы.
    5. Первичное закрепление
    - внешнее оформление новых алгоритмов;
    - фиксирование уже оформленного знания.
    6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;
    - самостоятельное решение типовых заданий;
    - самостоятельная проверка учащимися своей работы.
    7. Повторение
    - включение нового материала в систему знаний;
    - решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.
    8. Итог занятия
    - рефлексия деятельности на уроке;
    - самооценка учащимися собственной деятельности
        На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.
       Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
        Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.
        Приемы создания проблемных ситуаций.
    - Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
    - Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
    - Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
    - Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
    - Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.
    - Определить проблемные теоретические и практические задания; 
    - Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
       Задача учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.
        Для того чтобы заинтересовать ребенка, дать возможность видеть рост его в процессе обучения можно использовать такой прием, как стимулирование ребенка к дальнейшей познавательной деятельности. Для этого использовать качественную оценку, например, награждение орденами и медалями.
        Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Качественные оценки такого рода получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.
        С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе хотя и играет важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок - это элемент сложной системы взаимодействия учителя и ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.
        Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.
        Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.
    Категория: Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод | Добавил: imo-sar (15.01.2011)
    Просмотров: 30763 | Комментарии: 15
    Всего комментариев: 141 2 »
    14  
    В настоящее время отмечается усиленное внимание к проблеме совершенствования методики и содержания развивающего обучения. Поэтому учителями-практиками осваиваются педагогические технологии, помогающие выйти на решение данной проблемы. Успешность этого вида обучения зависит от «уровня проблемности», а уровень проблемности должен закономерно возрастать по мере накопления учащимися опыта творческой работы.
    Важно, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание разобраться.
    P.S. Огромное спасибо всем, кто смог обсудить вместе со мной данную технологию. А особенную благодарность Надежде Васильевне , за то, что дала нам возможность пообщаться заочно. Интернет -конференция близится к завершению и мне кажется, всем нам чего-то будет не хватать.
    wink cry

    13  
    wink Здравствуйте, Татьяна Михайловна!я с вами согласна, что дети любят проблемные уроки, запоминают их. потому что знания здесь не даются в готовом виде, их надо добыть, получить самому, используя жизненный опыт, приобретенные ранее знания. Как раз это и важно при формировании ключевых компетенций.

    12  
    Решил не остаться в стороне. Я проблемное обучение применял давненько. И убедился в том, что проблемное обучение - один из путей развития интеллектуальных способностей учащихся. Главное в этой методики - исследование, поиск, решение проблемы.
    Что такое интеллект - это прежде всего ум, разум, мыслительная способность человека. Эти качества дала нам природа, и наша задача(учителя, школы) их развить.
    Что такое проблема - это вопрос, требующий исследования.
    Отсюда вывод: чем больше будем исследовать, решать проблемы, тем больше будет развиваться интеллект.
    Обществу нужны умные, конкурентно способные. Т.е КОМПЕТЕНТНЫЕ.
    Татьяне Михайловне спасибо за постановку вопроса.

    11  
    Когда ребенок делает самостоятельно открытие, это он запоминает надолго, т.к. при этом получает положительные эмоции! Данная технология сложная, как и другие, но каждый выбирает для себя. Хорошо, что есть выбор! Татьяна Михайловна, желаю Вам успехов!
    wink happy

    10  
    Главная заслуга технологии проблемного обучения - реальная возможность каждого ребенка побыть в роли первооткрывателя, первопроходца, ученого, исследователя. И, таким образом, учебная мотивация будет поддерживаться на необходимом уровне, ведь все ребята - любопытные почемучки. Нужно только найти способ, как разбудить этот интерес и помочь утолить жажду познаний), не забывая при этом главное правило:"Не навреди!" smile

    9  
    Наталья Николаевна, я совершенно согласна, что эта технология похожа на некоторые приемы технологии развития критического мышления. И вообще, все образовательные технологии чем-то связаны, но у каждой есть своя изюминка.
    wink

    8  
    Я мало знакома с этой технологией. Мне показалось, что у нее есть что-то общее с технологией развития критического мышления. Но какие бы технологии мы не использовали они конечно же помогут нашим детям в дальнейшей жизни. Иногда они (дети) находят такие решения, которые удивляют и восхищают. Так хочется, чтобы проблемные ситуации на уроках были самыми большими проблемами в жизни наших детей.

    7  
    Технология проблемного обучения - одна из самых важных, интересных и перспективных технологий, особенно широко её можно применять в проведении интегрированных уроков. Замечательно интегрируются многие предметы: литература-история, литература-музыка, музыка-изо, история-математика и т.п. Здесь есть проблемы не стыковки с темами программ, но и темы можно выбирать, интегрируя с программами. К сожалению интегрированные уроки не часто применяются. Здесь есть свои трудности, которые решаемы. Хотелось бы увидеть на нашей конференции формы интегрированных уроков. Тем более, поддерживаю всех, кто утверждает, что именно проблемное обучение позволит в жизни нашим ребятам уметь находить проблемы, вытекающие из противоречий, и находить методы их решения! Спасибо за глубокие мысли всем педагогам.

    6  
    Мне нравится на уроках вводить новую тему через некоторую проблему, часто вытекающую из предыдущего урока. Любуясь, смотрю как ученики ищут способ разрешения ее. Им, ученикам, нравится выводить правила. Но... есть проблема- нехватка времени. Учебная программа регламентирована временем. К сожалению. wacko

    5  
    Технология проблемного обучения может применяться на самых различных предметах. Так на уроках химии можно ставить проблему, применяя демонстрационный эксперимент или лабораторный опыт.

    1-10 11-14
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2018