Юхнина Маргарита Ахматнуровна,
учитель истории и обществознания
Девятовской основной школы
Сарапульского района
С внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Технология критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению. Гуманистический подход в противоположность авторитаризму предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его инициатива поощряется. ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, и новые стандарты и технология критического мышления акцентируют внимание на личностно- ориентированном обучении.
ФГОС второго поколения и технология критического мышления предполагают равноправные взаимодействия субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, рассчитывая быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции. Технология критического мышления, как и новые стандарты, должна научить школьников:
1. Организации своей деятельности;
2. Душевности и чуткости;
3. Ощущению свободы и счастья бытия;
4. Самореализации, сохранения ценностей;
5. Пониманию себя и пониманию других;
6. Умению мыслить;
7. Формированию и отстаиванию своей точки зрения;
8. Партнерские отношения;
9. Умению сотрудничать;
10. Гибкости мышления;
11. Умению слушать;
12. Мобильности;
13. Способности оценивать свои действия. Рефлексии.
Мой педагогический стаж составляет более 30-ти лет. За это время в своей работе я применяла различные технологии обучения. Изучив технологию критического мышления (писала реферат), посещая лекции и уроки других педагогов, я пришла к выводу, чтобы любая технология давала результаты, нужно использовать ее в целом. Ведь неслучайно это технология, а не отдельные методы и приемы.
В 2009 году я взяла 5 класс. Познакомившись и изучив ребят этого класса, я пришла к выводу, что это именно тот класс, где можно полностью использовать технологию критического мышления. И вот уже второй год историю изучаем с детьми (уже 6-го класса), используя технологию критического предмета. В других классах на уроках истории и обществознания, использую только отдельные методы и приемы технологии критического мышления. Качество знаний в 6 классе выше, чем в других классах.
Сейчас постепенно перевожу 5 класс на эту технологию. Технология критического мышления требует больше времени для подготовки к уроку, большей наглядности, более четкой и правильной логической связи между отдельными этапами урока. Ребята учатся после каждого этапа урока делать выводы и ставить перед собой новые задачи на следующий этап урока.
Критическое мышление есть мышление социальное. Учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке таких качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Таким образом, даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность воспользоваться приоритетным; не объем информации, а умения получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органическое включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности.
В концепции определены основные функции образовательного стандарта. К числу основных функций стандарта следует отнести: -функцию обеспечения права на полноценное образование. Она заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т.е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования.
Изучив и сравнив федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и технологию развития критического мышления, я пришла к выводу, что именно эта технология позволяет реализовать основные концепции нового стандарта.
|