Суббота, 20.10.2018, 16:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Исследовательские и проектные методы [7]
Технология развития критического мышления [16]
Информационно-коммуникационные технологии [10]
Здоровьесберегающие технологии [7]
Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод [5]
Форма входа
Новая конфернция
Сайт ИМО
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Где Вы?
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конференция Современные образовательные технологии
    Главная » Статьи » Технология развития критического мышления

    Федеральные государственные образовательные стандарты и технология развития критического мышления
    Юхнина Маргарита Ахматнуровна,
    учитель истории и обществознания
    Девятовской основной школы
    Сарапульского района
     
        С внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Технология критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению. Гуманистический подход в противоположность авторитаризму предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его инициатива поощряется. ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, и новые стандарты и технология критического мышления акцентируют внимание на личностно- ориентированном обучении.
        ФГОС второго поколения и технология критического мышления предполагают равноправные взаимодействия субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, рассчитывая быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции. Технология критического мышления, как и новые стандарты, должна научить школьников:
    1. Организации своей деятельности;
    2. Душевности и чуткости;
    3. Ощущению свободы и счастья бытия;
    4. Самореализации, сохранения ценностей;
    5. Пониманию себя и пониманию других;
    6. Умению мыслить;
    7. Формированию и отстаиванию своей точки зрения;
    8. Партнерские отношения;
    9. Умению сотрудничать;
    10. Гибкости мышления;
    11. Умению слушать;
    12. Мобильности;
    13. Способности оценивать свои действия. Рефлексии.
        Мой педагогический стаж составляет более 30-ти лет. За это время в своей работе я применяла различные технологии обучения. Изучив технологию критического мышления (писала реферат), посещая лекции и уроки других педагогов, я пришла к выводу, чтобы любая технология давала результаты, нужно использовать ее в целом. Ведь неслучайно это технология, а не отдельные методы и приемы.
        В 2009 году я взяла 5 класс. Познакомившись и изучив ребят этого класса, я пришла к выводу, что это именно тот класс, где можно полностью использовать технологию критического мышления. И вот уже второй год историю изучаем с детьми (уже 6-го класса), используя технологию критического предмета. В других классах на уроках истории и обществознания, использую только отдельные методы и приемы технологии критического мышления. Качество знаний в 6 классе выше, чем в других классах.
        Сейчас постепенно перевожу 5 класс на эту технологию. Технология критического мышления требует больше времени для подготовки к уроку, большей наглядности, более четкой и правильной логической связи между отдельными этапами урока. Ребята учатся после каждого этапа урока делать выводы и ставить перед собой новые задачи на следующий этап урока.
        Критическое мышление есть мышление социальное. Учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке таких качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Таким образом, даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.
         Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность воспользоваться приоритетным; не объем информации, а умения получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органическое включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности.
         В концепции определены основные функции образовательного стандарта. К числу основных функций стандарта следует отнести: -функцию обеспечения права на полноценное образование. Она заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т.е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования.
       Изучив и сравнив федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и технологию развития критического мышления, я пришла к выводу, что именно эта технология позволяет реализовать основные концепции нового стандарта.
     
     
    Категория: Технология развития критического мышления | Добавил: imo-sar (01.02.2011)
    Просмотров: 5531 | Комментарии: 5
    Всего комментариев: 3
    3  
    Маргарита Ахматнуровна! Здорово, что Вы не стоите на месте, а всё время находитесь в творческом поиске. Была у Вас на уроках и видела ТРКМЧП в действии. Желаю успехов!!!

    2  
    Маргарита Ахматнуровна! Спасибо за ваш труд! Обычно, педагоги с большим стажем работы негативно относятся ко всему новому, боятся изменить старую систему работы, опасаются попасть в ситуацию стресса , неуспеха. Но это не про Вас! Молодец!
    Дорогу осилит идущий!

    1  
    Согласна с Вами, что ТРКМ позволяет реализовать основные концепции нового федерального образовательного стандарта второго поколения.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2018