Четверг, 16.08.2018, 08:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Исследовательские и проектные методы [7]
Технология развития критического мышления [16]
Информационно-коммуникационные технологии [10]
Здоровьесберегающие технологии [7]
Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод [5]
Форма входа
Новая конфернция
Сайт ИМО
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Где Вы?
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конференция Современные образовательные технологии
    Главная » Статьи » Технология развития критического мышления

    Использование технологии развития критического мышления на уроках в общеобразовательной школе
    Глухова Светлана Витальевна,
    заместитель директора,
    учитель географии, биологии
    Пинязьской основной школы
    Каракулинского района
     
    Там, где думают одинаково –
    никто не думает слишком много!
       Чтобы не потеряться в интенсивном потоке информации, избежать психических и физических перегрузок ребенок должен уметь сам организовать свою деятельность и самообразование. Для успешной реализации этих целей была разработана Технология Развития Критического Мышления. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. В корне меняется характер таких уроков. На них процветает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно. Уроки становятся еще более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. Ребята с удовольствием посещают такие уроки и активно на них работают.
       Я данную технологию, совместно с учителями нашей школы, изучаю с 2005 года. Для изучения технологии критического мышления в школе три года работала творческая группа «Инновация». В 2007-2008 учебном году я была организатором районной творческой группы «Критическое мышление», педагогами нашей школы было проведено четыре заседания. Заседания были организованы как семинары-практикумы: теория подтверждалась практикой. В рамках работы группы были показаны открытые уроки на базе нашей школы.
       В 2008-2009 году школа получила статус районного опорно-методического центра. Я написала программу: «Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках в общеобразовательной школе». Данная программа успешно реализуется. За это время проведено 7 заседаний опорной школы. Педагоги района познакомились со многими стратегиями, приёмами и элементами критического мышления, они побывали в роли «учеников» и «учились». На заседаниях группы решаются важные и актуальные вопросы для школы на сегодняшний день.
       Первое заседание было организовано в режиме поезда по станциям: в течение 1,5 часов педагогам предоставлялась возможность посетить учителей-предметников и поработать на уроках русского языка, географии, биологии, истории, окунуться в среду начальных классов.
       Второе заседание прошло в стратегии «Прима», с использованием на каждом этапе новых приёмов технологии. На повестке дня стоял вопрос «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках».
       На третьем заседании педагогам района были показаны фрагменты уроков русского языка, биологии, окружающего мира. Учителя показали уроки с применением новых приёмов технологии на разных этапах (фазах) урока.
       За три учебных года педагоги нашей школы показали более 20 открытых уроков на район с применением технологии КМ. Уроки были показаны различным категориям педагогов, директорам школ, руководителям РМО. На одном из заседаний присутствовала Елена Рудольфовна Блинова, доцент кафедры педагогических инноваций ИПКиПРО. Она подробно проанализировала уроки и дала ценные практические советы.
       В этом учебном году проведено уже два заседания опорно-методического центра. Первое заседание было тематическим, для биологов и географов района. Так как я учитель биологии и географии, я представляла свой опыт работы по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках биологии и географии». Свой опыт я описала в брошюре, которая утверждена на педсовете школы.
       В моём арсенале много приёмов технологии. Но, в силу обстоятельств, использовать и применять удаётся не все. Некоторые стратегии предполагают наличие большой группы ребят, а у нас классы небольшие – от 3 до 9 человек. Некоторые дети не приемлют отдельные приёмы. Не всегда нравятся приёмы, есть отрицательный опыт применения отдельных приёмов. В своей работе, на уроках географии и биологии, я, преимущественно, применяю технологию на уроках изучения новой темы. Большое разнообразие приёмов и стратегий даёт большое поле для деятельности и размышлений.
       Я использую стратегии: «ПРИМА», «Шесть шляп мышления». Приёмы, наиболее часто, используемые на уроках: различные виды таблиц (Т-таблица, концептуальная и др.), инсерт, ключевые слова, кластер, дерево предсказаний, лекция-визуализация, различные приёмы для прогнозирования материала, перепутанные логические цепочки, ассоциации. Некоторым детям нравится преподносить информацию творчески, по-новому. Поэтому приходится осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию. На уроках приходится дозировать «порции материала», так как не все дети могут работать в одном и том же темпе, не у всех одинаковая техника чтения. Некоторые приёмы технологии приходится адаптировать под свой контингент учащихся, что не возбраняется.
       Проанализировав свой опыт работы по технологии, я пришла к выводу, что есть плюсы (их больше) и затруднения в использовании технологии КМ.
       Плюсы в технологии КМ:
    1. Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.
    2. Делать выводы.
    3. Принимать продуманные решения.
    4. Технология даёт учащимся возможность размышлять.
    5. Способствует активности учащихся в учебном процессе.
    6. Активизирует мышление.
    7. Учатся работать в группах и парах.
    8. Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.
    9. Повышается интерес к процессу обучения, к урокам, в целом к предмету.
    10. Формируются навыки написания и составления текстов различных жанров.
    11. Формируются коммуникативные навыки.
    12. Развивается способность к информационной грамотности и самостоятельной аналитической деятельности.
    13. Учатся работать с большим объёмом информации.
    14. Выбирают главное, отсеивая второстепенное, ранжируют информацию по степени новизны и значимости.
    15. Принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т.е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным.
    16. Сами могут себя оценить и проверить.
    17. Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей.
    18. Излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь.
    19. Учатся здоровой дискуссии.
    20. Творчески интерпретируют имеющуюся информацию.
    21. Разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя.
    22. Удобно КМ совмещать с другими технологиями: интегрированные уроки, проблемное, дифференцированное обучение, ИКТ и Интернет–технологии и др.
    23. В основе технологии лежит чёткая структура, различные приёмы, формы работы, частая смена деятельности.
    24. Вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.
    25. Отбирают важную информацию из прочитанного, представляют в сжатом, лаконичном виде.
    26. Реализуется принцип гуманизации и сотрудничества.
    27. Учитель и учащиеся получают удовлетворение от урока.
    28. На таких уроках присутствует дифференциация: выбор текста (большой - маленький), запись в таблице (можно два-три слова и небольшой текст) и т.д.
    29. Психологически комфортная среда на уроках.
    30. Широкое применение технологии: классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, педсоветы, семинары.
    31. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для самовыражения ученика.
    32. На уроке учитель и ученик становятся партнёрами, учитель перестаёт быть ментором и оракулом, разрушается барьер между ними.
       Трудности, которые испытывает педагог, работая в данной технологии.
    1. Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно - урочной системы очень сложно (как и другой любой). Иногда урок приходится сдваивать.
    2. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
    3. Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).
    4. С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.
    5. Неправильное понимание стратегий и методов.
    6. Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (творческого характера и работа с большим объёмом информации).
    7. В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
    8. Сложность в подборе материала (из разных источников).
    9. Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ в обучение, т.к. для некоторых стратегий и приёмов требуется большое количество детей, чтобы поделить их на несколько групп.
    10. Большие моральные, временные и материальные затраты. Подготовка к уроку (качественная) требует много времени и обилия информации, используется много бумаги и краски. Учащемуся готовится целый пакет заданий и текстов.
    11. Затруднения в выставлении оценок. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен).
       Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.
       Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление - это мышление, способное выдвинуть новые возможности, а это весьма существенно при решении многих проблем.
       Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:
    • уметь самостоятельно приобретать знания;
    • применять их на практике для решения разнообразных проблем;
    • работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
    • самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
    • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
       Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.
     
     
    Категория: Технология развития критического мышления | Добавил: imo-sar (10.02.2011)
    Просмотров: 14414 | Комментарии: 14
    Всего комментариев: 121 2 »
    12  
    Cразу после беглого чтения говорю Вам, Светлана Витальевна, огромное, просто громадное спасибо. Изучу, напишу конкретно. Еще раз спасибо. Удачи во всем.

    11  
    hi

    10  
    Светлана Витальевна, ваши материалы очень интересны. Изучу их подробно!!!!!! Спасибо ))))))))))) hearts hearts hearts hearts

    9  
    Много интересного и полезного, сразу видно, что Вы творческий педагог. Желаю и в дальнейшем гореть в творчестве. Новых Вам идей. happy

    8  
    Светлана Витальевна! Спасибо! Отличное приложение. Хорошие идеи, мысли, а главное проникновенно, ясно и честно.
    Желаю дальнейших успехов, творчества, интересных уроков!
    wink happy

    7  
    Светлана Витальевна! Вы МОЛОДЕЦ!!! Видела как вы работаете. Особенно понравилось, что видна система работы. Наша недавняя встреча была очень полезной. Творческих вам успехов!!!

    6  
    Светлана Витальевна, большое спасибо за интересный и полезный материал, попробую некоторые приёмы использовать в своей работе. Желаю Вам всего самого хорошего! salute

    5  
    Материал очень интересный, а главное - полезный! Желаю продолжать в этом же направлении и удивлять, поражать, "заражать" нас новыми идеями и открытиями! happy

    4  
    Я хочу познакомиться с этой технологией, заинтересовался. Так как я недавно работаю в школе, мне всё интересно. Спасибо за статью. biggrin

    3  
    Желаю Вам, чтобы у Вас оставалось время и на отдых, которого нам так не хватает! wacko

    1-10 11-12
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2018