Пятница, 29.03.2024, 13:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Исследовательские и проектные методы [7]
Технология развития критического мышления [16]
Информационно-коммуникационные технологии [10]
Здоровьесберегающие технологии [7]
Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод [5]
Форма входа
Новая конфернция
Сайт ИМО
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Где Вы?
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конференция Современные образовательные технологии
    Главная » Статьи » Технология развития критического мышления

    Использование технологии развития критического мышления на уроках в общеобразовательной школе
    Глухова Светлана Витальевна,
    заместитель директора,
    учитель географии, биологии
    Пинязьской основной школы
    Каракулинского района
     
    Там, где думают одинаково –
    никто не думает слишком много!
       Чтобы не потеряться в интенсивном потоке информации, избежать психических и физических перегрузок ребенок должен уметь сам организовать свою деятельность и самообразование. Для успешной реализации этих целей была разработана Технология Развития Критического Мышления. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. В корне меняется характер таких уроков. На них процветает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно. Уроки становятся еще более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. Ребята с удовольствием посещают такие уроки и активно на них работают.
       Я данную технологию, совместно с учителями нашей школы, изучаю с 2005 года. Для изучения технологии критического мышления в школе три года работала творческая группа «Инновация». В 2007-2008 учебном году я была организатором районной творческой группы «Критическое мышление», педагогами нашей школы было проведено четыре заседания. Заседания были организованы как семинары-практикумы: теория подтверждалась практикой. В рамках работы группы были показаны открытые уроки на базе нашей школы.
       В 2008-2009 году школа получила статус районного опорно-методического центра. Я написала программу: «Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках в общеобразовательной школе». Данная программа успешно реализуется. За это время проведено 7 заседаний опорной школы. Педагоги района познакомились со многими стратегиями, приёмами и элементами критического мышления, они побывали в роли «учеников» и «учились». На заседаниях группы решаются важные и актуальные вопросы для школы на сегодняшний день.
       Первое заседание было организовано в режиме поезда по станциям: в течение 1,5 часов педагогам предоставлялась возможность посетить учителей-предметников и поработать на уроках русского языка, географии, биологии, истории, окунуться в среду начальных классов.
       Второе заседание прошло в стратегии «Прима», с использованием на каждом этапе новых приёмов технологии. На повестке дня стоял вопрос «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках».
       На третьем заседании педагогам района были показаны фрагменты уроков русского языка, биологии, окружающего мира. Учителя показали уроки с применением новых приёмов технологии на разных этапах (фазах) урока.
       За три учебных года педагоги нашей школы показали более 20 открытых уроков на район с применением технологии КМ. Уроки были показаны различным категориям педагогов, директорам школ, руководителям РМО. На одном из заседаний присутствовала Елена Рудольфовна Блинова, доцент кафедры педагогических инноваций ИПКиПРО. Она подробно проанализировала уроки и дала ценные практические советы.
       В этом учебном году проведено уже два заседания опорно-методического центра. Первое заседание было тематическим, для биологов и географов района. Так как я учитель биологии и географии, я представляла свой опыт работы по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках биологии и географии». Свой опыт я описала в брошюре, которая утверждена на педсовете школы.
       В моём арсенале много приёмов технологии. Но, в силу обстоятельств, использовать и применять удаётся не все. Некоторые стратегии предполагают наличие большой группы ребят, а у нас классы небольшие – от 3 до 9 человек. Некоторые дети не приемлют отдельные приёмы. Не всегда нравятся приёмы, есть отрицательный опыт применения отдельных приёмов. В своей работе, на уроках географии и биологии, я, преимущественно, применяю технологию на уроках изучения новой темы. Большое разнообразие приёмов и стратегий даёт большое поле для деятельности и размышлений.
       Я использую стратегии: «ПРИМА», «Шесть шляп мышления». Приёмы, наиболее часто, используемые на уроках: различные виды таблиц (Т-таблица, концептуальная и др.), инсерт, ключевые слова, кластер, дерево предсказаний, лекция-визуализация, различные приёмы для прогнозирования материала, перепутанные логические цепочки, ассоциации. Некоторым детям нравится преподносить информацию творчески, по-новому. Поэтому приходится осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию. На уроках приходится дозировать «порции материала», так как не все дети могут работать в одном и том же темпе, не у всех одинаковая техника чтения. Некоторые приёмы технологии приходится адаптировать под свой контингент учащихся, что не возбраняется.
       Проанализировав свой опыт работы по технологии, я пришла к выводу, что есть плюсы (их больше) и затруднения в использовании технологии КМ.
       Плюсы в технологии КМ:
    1. Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.
    2. Делать выводы.
    3. Принимать продуманные решения.
    4. Технология даёт учащимся возможность размышлять.
    5. Способствует активности учащихся в учебном процессе.
    6. Активизирует мышление.
    7. Учатся работать в группах и парах.
    8. Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.
    9. Повышается интерес к процессу обучения, к урокам, в целом к предмету.
    10. Формируются навыки написания и составления текстов различных жанров.
    11. Формируются коммуникативные навыки.
    12. Развивается способность к информационной грамотности и самостоятельной аналитической деятельности.
    13. Учатся работать с большим объёмом информации.
    14. Выбирают главное, отсеивая второстепенное, ранжируют информацию по степени новизны и значимости.
    15. Принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т.е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным.
    16. Сами могут себя оценить и проверить.
    17. Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей.
    18. Излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь.
    19. Учатся здоровой дискуссии.
    20. Творчески интерпретируют имеющуюся информацию.
    21. Разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя.
    22. Удобно КМ совмещать с другими технологиями: интегрированные уроки, проблемное, дифференцированное обучение, ИКТ и Интернет–технологии и др.
    23. В основе технологии лежит чёткая структура, различные приёмы, формы работы, частая смена деятельности.
    24. Вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.
    25. Отбирают важную информацию из прочитанного, представляют в сжатом, лаконичном виде.
    26. Реализуется принцип гуманизации и сотрудничества.
    27. Учитель и учащиеся получают удовлетворение от урока.
    28. На таких уроках присутствует дифференциация: выбор текста (большой - маленький), запись в таблице (можно два-три слова и небольшой текст) и т.д.
    29. Психологически комфортная среда на уроках.
    30. Широкое применение технологии: классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, педсоветы, семинары.
    31. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для самовыражения ученика.
    32. На уроке учитель и ученик становятся партнёрами, учитель перестаёт быть ментором и оракулом, разрушается барьер между ними.
       Трудности, которые испытывает педагог, работая в данной технологии.
    1. Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно - урочной системы очень сложно (как и другой любой). Иногда урок приходится сдваивать.
    2. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
    3. Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).
    4. С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.
    5. Неправильное понимание стратегий и методов.
    6. Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (творческого характера и работа с большим объёмом информации).
    7. В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
    8. Сложность в подборе материала (из разных источников).
    9. Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ в обучение, т.к. для некоторых стратегий и приёмов требуется большое количество детей, чтобы поделить их на несколько групп.
    10. Большие моральные, временные и материальные затраты. Подготовка к уроку (качественная) требует много времени и обилия информации, используется много бумаги и краски. Учащемуся готовится целый пакет заданий и текстов.
    11. Затруднения в выставлении оценок. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен).
       Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.
       Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление - это мышление, способное выдвинуть новые возможности, а это весьма существенно при решении многих проблем.
       Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:
    • уметь самостоятельно приобретать знания;
    • применять их на практике для решения разнообразных проблем;
    • работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
    • самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
    • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
       Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.
     
     
    Категория: Технология развития критического мышления | Добавил: imo-sar (10.02.2011)
    Просмотров: 15043 | Комментарии: 14
    Всего комментариев: 121 2 »
    12 Людмила  
    0
    Cразу после беглого чтения говорю Вам, Светлана Витальевна, огромное, просто громадное спасибо. Изучу, напишу конкретно. Еще раз спасибо. Удачи во всем.

    11 paytightihos  
    0
    hi

    10 врединка  
    1
    Светлана Витальевна, ваши материалы очень интересны. Изучу их подробно!!!!!! Спасибо ))))))))))) hearts hearts hearts hearts

    9 Скорпион  
    2
    Много интересного и полезного, сразу видно, что Вы творческий педагог. Желаю и в дальнейшем гореть в творчестве. Новых Вам идей. happy

    8 Атлантида  
    2
    Светлана Витальевна! Спасибо! Отличное приложение. Хорошие идеи, мысли, а главное проникновенно, ясно и честно.
    Желаю дальнейших успехов, творчества, интересных уроков!
    wink happy

    7 сама-Наталья  
    2
    Светлана Витальевна! Вы МОЛОДЕЦ!!! Видела как вы работаете. Особенно понравилось, что видна система работы. Наша недавняя встреча была очень полезной. Творческих вам успехов!!!

    6 оптимист1  
    2
    Светлана Витальевна, большое спасибо за интересный и полезный материал, попробую некоторые приёмы использовать в своей работе. Желаю Вам всего самого хорошего! salute

    5 Натали  
    2
    Материал очень интересный, а главное - полезный! Желаю продолжать в этом же направлении и удивлять, поражать, "заражать" нас новыми идеями и открытиями! happy

    4 vya4slav  
    3
    Я хочу познакомиться с этой технологией, заинтересовался. Так как я недавно работаю в школе, мне всё интересно. Спасибо за статью. biggrin

    3 НМ  
    3
    Желаю Вам, чтобы у Вас оставалось время и на отдых, которого нам так не хватает! wacko

    1-10 11-12
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024