Глухова Светлана Витальевна,
заместитель директора,
учитель географии, биологии
Пинязьской основной школы
Каракулинского района
Там, где думают одинаково –
никто не думает слишком много!
Чтобы не потеряться в интенсивном потоке информации, избежать психических и физических перегрузок ребенок должен уметь сам организовать свою деятельность и самообразование. Для успешной реализации этих целей была разработана Технология Развития Критического Мышления. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. В корне меняется характер таких уроков. На них процветает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно. Уроки становятся еще более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. Ребята с удовольствием посещают такие уроки и активно на них работают.
Я данную технологию, совместно с учителями нашей школы, изучаю с 2005 года. Для изучения технологии критического мышления в школе три года работала творческая группа «Инновация». В 2007-2008 учебном году я была организатором районной творческой группы «Критическое мышление», педагогами нашей школы было проведено четыре заседания. Заседания были организованы как семинары-практикумы: теория подтверждалась практикой. В рамках работы группы были показаны открытые уроки на базе нашей школы.
В 2008-2009 году школа получила статус районного опорно-методического центра. Я написала программу: «Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках в общеобразовательной школе». Данная программа успешно реализуется. За это время проведено 7 заседаний опорной школы. Педагоги района познакомились со многими стратегиями, приёмами и элементами критического мышления, они побывали в роли «учеников» и «учились». На заседаниях группы решаются важные и актуальные вопросы для школы на сегодняшний день.
Первое заседание было организовано в режиме поезда по станциям: в течение 1,5 часов педагогам предоставлялась возможность посетить учителей-предметников и поработать на уроках русского языка, географии, биологии, истории, окунуться в среду начальных классов.
Второе заседание прошло в стратегии «Прима», с использованием на каждом этапе новых приёмов технологии. На повестке дня стоял вопрос «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках».
На третьем заседании педагогам района были показаны фрагменты уроков русского языка, биологии, окружающего мира. Учителя показали уроки с применением новых приёмов технологии на разных этапах (фазах) урока.
За три учебных года педагоги нашей школы показали более 20 открытых уроков на район с применением технологии КМ. Уроки были показаны различным категориям педагогов, директорам школ, руководителям РМО. На одном из заседаний присутствовала Елена Рудольфовна Блинова, доцент кафедры педагогических инноваций ИПКиПРО. Она подробно проанализировала уроки и дала ценные практические советы.
В этом учебном году проведено уже два заседания опорно-методического центра. Первое заседание было тематическим, для биологов и географов района. Так как я учитель биологии и географии, я представляла свой опыт работы по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках биологии и географии». Свой опыт я описала в брошюре, которая утверждена на педсовете школы.
В моём арсенале много приёмов технологии. Но, в силу обстоятельств, использовать и применять удаётся не все. Некоторые стратегии предполагают наличие большой группы ребят, а у нас классы небольшие – от 3 до 9 человек. Некоторые дети не приемлют отдельные приёмы. Не всегда нравятся приёмы, есть отрицательный опыт применения отдельных приёмов. В своей работе, на уроках географии и биологии, я, преимущественно, применяю технологию на уроках изучения новой темы. Большое разнообразие приёмов и стратегий даёт большое поле для деятельности и размышлений.
Я использую стратегии: «ПРИМА», «Шесть шляп мышления». Приёмы, наиболее часто, используемые на уроках: различные виды таблиц (Т-таблица, концептуальная и др.), инсерт, ключевые слова, кластер, дерево предсказаний, лекция-визуализация, различные приёмы для прогнозирования материала, перепутанные логические цепочки, ассоциации. Некоторым детям нравится преподносить информацию творчески, по-новому. Поэтому приходится осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию. На уроках приходится дозировать «порции материала», так как не все дети могут работать в одном и том же темпе, не у всех одинаковая техника чтения. Некоторые приёмы технологии приходится адаптировать под свой контингент учащихся, что не возбраняется.
Проанализировав свой опыт работы по технологии, я пришла к выводу, что есть плюсы (их больше) и затруднения в использовании технологии КМ.
Плюсы в технологии КМ:
1. Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.
2. Делать выводы.
3. Принимать продуманные решения.
4. Технология даёт учащимся возможность размышлять.
5. Способствует активности учащихся в учебном процессе.
6. Активизирует мышление.
7. Учатся работать в группах и парах.
8. Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.
9. Повышается интерес к процессу обучения, к урокам, в целом к предмету.
10. Формируются навыки написания и составления текстов различных жанров.
11. Формируются коммуникативные навыки.
12. Развивается способность к информационной грамотности и самостоятельной аналитической деятельности.
13. Учатся работать с большим объёмом информации.
14. Выбирают главное, отсеивая второстепенное, ранжируют информацию по степени новизны и значимости.
15. Принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т.е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным.
16. Сами могут себя оценить и проверить.
17. Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей.
18. Излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь.
19. Учатся здоровой дискуссии.
20. Творчески интерпретируют имеющуюся информацию.
21. Разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя.
22. Удобно КМ совмещать с другими технологиями: интегрированные уроки, проблемное, дифференцированное обучение, ИКТ и Интернет–технологии и др.
23. В основе технологии лежит чёткая структура, различные приёмы, формы работы, частая смена деятельности.
24. Вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.
25. Отбирают важную информацию из прочитанного, представляют в сжатом, лаконичном виде.
26. Реализуется принцип гуманизации и сотрудничества.
27. Учитель и учащиеся получают удовлетворение от урока.
28. На таких уроках присутствует дифференциация: выбор текста (большой - маленький), запись в таблице (можно два-три слова и небольшой текст) и т.д.
29. Психологически комфортная среда на уроках.
30. Широкое применение технологии: классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, педсоветы, семинары.
31. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для самовыражения ученика.
32. На уроке учитель и ученик становятся партнёрами, учитель перестаёт быть ментором и оракулом, разрушается барьер между ними.
Трудности, которые испытывает педагог, работая в данной технологии.
1. Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно - урочной системы очень сложно (как и другой любой). Иногда урок приходится сдваивать.
2. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
3. Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).
4. С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.
5. Неправильное понимание стратегий и методов.
6. Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (творческого характера и работа с большим объёмом информации).
7. В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
8. Сложность в подборе материала (из разных источников).
9. Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ в обучение, т.к. для некоторых стратегий и приёмов требуется большое количество детей, чтобы поделить их на несколько групп.
10. Большие моральные, временные и материальные затраты. Подготовка к уроку (качественная) требует много времени и обилия информации, используется много бумаги и краски. Учащемуся готовится целый пакет заданий и текстов.
11. Затруднения в выставлении оценок. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен).
Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.
Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление - это мышление, способное выдвинуть новые возможности, а это весьма существенно при решении многих проблем. Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: • уметь самостоятельно приобретать знания; • применять их на практике для решения разнообразных проблем; • работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; • самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.
|