Понедельник, 10.12.2018, 00:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Исследовательские и проектные методы [7]
Технология развития критического мышления [16]
Информационно-коммуникационные технологии [10]
Здоровьесберегающие технологии [7]
Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод [5]
Форма входа
Новая конфернция
Сайт ИМО
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Где Вы?
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конференция Современные образовательные технологии
    Главная » Статьи » Технология развития критического мышления

    Использование ТРКМЧП на уроках географии
    Панькова Валентина Анатольевна,
    учитель географии
    Мостовинской средней школы
    Сарапульского района
     
       На современном этапе учащимся приходится учить огромное количество сложного, зачастую непонятного материала. Заучивание учащимися учебного материала затруднено тем, что объем его очень большой, сложный по всем учебным предметам. Нагрузка увеличивается не только на ученика, но и на учителя. Встает вопрос: Как помочь усвоить этот материал.
       На своих уроках я использую педагогическую технологию критического мышления посредством чтения и письма.
       Этот проект реализуется в 29 страницах мира, в том числе и в 6 Российских регионах.
       Базой является советская педагогика 30х годов.
       Критическое мышление – это направленное мышление, отличающееся взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Оно включает в себя самостоятельное осмысление материала. Критическое мышление отождествляется творческим мышлением, которое предполагает продуцирование новых идей, выходящих за рамки жизненного опыта, а критическое мышление – это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
       Чтобы учащийся мог мыслить критически, необходимо развивать в нем ряд качеств:
    1. Готовность к планированию. Упорядочность мысли – признак уверенности.
    2. Гибкость. Восприятие идей других людей дает возможность формулировать собственные идеи и мысли.
    3. Настойчивость. Добиваться результатов в обучении.
    4. Готовность исправлять свои ошибки, сделав верные выводы, использовать ошибки для продолжения обучения.
    5. Осознание. Умение отслеживать ход рассуждений.
    6. Поиск компромиссных решений. Принятые решения должны восприниматься другими людьми.
       Структура данной технологии представлена в системе. Она позволяет целенаправленно достигать поставленных целей. Состоят из трех технологических этапов.
       Мои уроки построены на основе этой структуры, где четко прослеживаются все 3 стадии. Приведу пример одного из уроков в 6 классе по теме «Водяной пар в атмосфере. Облака»
       I стадия. ВЫЗОВ.
       Цель этого этапа актуализация знаний, побуждение интереса, постановка учеником собственных целей.
    На данном этапе использованы следующие методы и приемы -  «Тонкие» и «толстые» вопросы;
    Учащиеся составляют вопросы.
    - «Тонкие» вопросы предполагает однозначный фактический ответ. «Толстые» - развернутый обстоятельный ответ.
    Например:
       «Тонкие»
    1. Что такое абсолютная и относительная влажность воздуха?
    2. Как изменяется влажность воздуха?
    3. Какие облака бывают?
       «Толстые»
    1. Какова зависимость влажности воздуха от его температуры и подстилающей поверхности?
    2. В чем выражаются различия в типах облаков?
       Учащиеся дают предполагаемые ответы. В результате на стадии вызова организуется работа по целенаправленной работе с информацией - поиск ответов на свои вопросы.
       На II стадии «ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ» учащиеся работают с текстом учебника, находя подтверждение своим предполагаемым ответам. § 40 п. 1, 2, 3.
       Для изучения темы «Облака» использовала метод «ЗИГЗАГ».
       Класс делится на группы. Количество групп должно быть равно количеству сравниваемых объектов. Выделяем линии сравнения облаков (см. кластер) - например 3 типа облаков - 3 рабочие группы.
       Для получения новой информации создаются временные экспертные группы, где учащиеся получают новую информацию по одному из типов облаков для каждой группы и составляется мини- кластер, с которым каждый эксперт возвращается в рабочую группу.
       В данном конкретном случае из 3-х мини–кластеров составляется один общий из информации полученной учащимися, и готовится выступление одного от группы с выводами.
       Фиксируют в сводной таблице, в которую разносятся данные по линиям сравнения, определяемым в начале при постановке цели.
    Сводная таблица для разных типов облаков.
    Виды облаков Общий вид Погода  Вид осадков Причина образования
    Кучевые Разбросанные кучи ваты, огромные горы на высоте от 2-х -10 км.  Переменная, кратковременные осадки  Ливни, грозы  При быстром подъеме нагретого воздуха с высотой; образуются облака летом к 10-11 часам 
    Слоистые Однообразно серые, покрывают небо сплошной пеленой на высоте больше 2 км Пасмурная, чаще осенью, весной Моросящие дожди При контакте теплого и холодного воздуха, который медленно поднимается по холодному 
    Перистые Вид белых волокон или кружев, перьев на высоте равной 10 – 12 км. Ясная, облака не закрывают солнце Без осадков При быстром подъеме теплого воздуха на большую высоту. Образованы из кристалликов льда.
       III стадия. «РЕФЛЕКСИЯ».
    1. Учащиеся используют знания, полученные на стадии осмысления и делают выводы, сопоставляя линии сравнения. Я понял, что…
    2. Тестирование «Найди соответствие»
    А - кучевые
    В - слоистые
    С - перистые
    1. Сплошь покрывают все небо.
    2. Появляются летом в 10-11 часов на высоте менее 2 км.
    3. Высота образования не большая.
    4. Вид белых волокон или кружев.
    5. Похожи на разбросанные кучи.
    6. Образованы из кристалликов льда на высоте выше 10 км.
    Ответы: А-2, 5; В – 1,3; С- 4, 6
       В результате данных приемов методики РКМЧП учащиеся:
    1. Мыслят самостоятельно;
    2. Добиваются результата;
    3. Выносят свои суждения;
    4. Работа в экспертных группах позволяет каждому проявить себя в поиске информации и поделиться ей в рабочей группе.
       Таким образом, все учащиеся задействованы в работе и каждый осмысливает полученную информацию.
    Категория: Технология развития критического мышления | Добавил: imo-sar (08.02.2011)
    Просмотров: 6636 | Комментарии: 5
    Всего комментариев: 5
    5 Атлантида  
    Валентина Анатольевна, думающие учителя всегда стремятся привнести в учебный процесс что-то свое. Это меня всегда радует, поддерживаю таких учителей. Дальнейших творческих успехов! wink

    4 Анастасия  
    ТРКМ - универсальная технология, превращающая урок по любому предмету в увлекательную игру, путешествие, исследование - процесс познания.Но еще лучше, когда педагог в совершенстве овладевает данной методикой.Валентина Анатольевна, я думаю, что Вы именно тот педагог, о котором можно смело так сказать! Спасибо за интересную статью smile

    3 сама-Наталья  
    Я была на этом уроке и именно с этого урока я поняла каким должен быть урок в технологии РКМЧП. Он помог мне преодолеть себя. Надо отметить, что ВалентинаАнатольевна умеет преобразовывать известные приемы. Все были удивлены, когда из облаков сложился кластер. salute

    2 НМ  
    Валентина Анатольевна, интересен прием сравнения облаков, как материал оформляется в тетради ученика, критерии сравнения.

    1 Sweta  
    Материал интересен, так как я тоже географ. Была на уроке. Очень понравилось. Каждый вносит в технологию что-то новое и мы друг у друга учимся.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2018