Суббота, 20.04.2024, 07:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Исследовательские и проектные методы [7]
Технология развития критического мышления [16]
Информационно-коммуникационные технологии [10]
Здоровьесберегающие технологии [7]
Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод [5]
Форма входа
Новая конфернция
Сайт ИМО
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Где Вы?
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конференция Современные образовательные технологии
    Главная » Статьи » Технология развития критического мышления

    ТРКМ на уроках истории, обществознания и классных часах
    Сухоплюева Анфиса Файзелгаяновна
    Учитель истории и обществознания
    МОУ Дулесовская ООШ
    Сарапульский район УР
     
       Уважаемые коллеги, предлагаю вам начать обсуждение сообщения с житейской истории, с притчи «Гвоздь воспитания».
        Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.
        Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.
        Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
    - Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.
    - Гвоздей нет, а дырки остались…
       А дальше следуют вопросы для обсуждения учащимися. Учащихся необходимо включить в целенаправленный процесс мыследеятельности. Роль учителя – руководить, а не вмешиваться. Какие приемы применить?
        Как научить ребенка критически мыслить? Как научить ребенка разбираться в большом потоке информаций, которые он получает ежедневно через СМИ, Интернет и т.д. Немалую роль в этом играют учителя истории и обществознания, классные руководители. Так как российское общество переживает сложный период своего становления, то необходимо формирование гражданского общества, которое способно обеспечит своим гражданам демократические права и свободы. Молодежь чутко реагирует на те сложности, которые происходят в обществе. В обществе ослабевают общепринятые доминирующие ценности, многие культурные стереотипы, что ведет к деградации культурной среды. Для многих характерна увлеченность жизнью только своей микрогруппы, интерес к низкопробным образцам мировой культуры, размытость нравственных ориентиров, агрессивность в отстаивании своих интересов.
       Процветание страны невозможно без обновления системы образования. Приоритетные направления преобразований – это новые стандарты, в основе которых – ключевые компетенции, которые обеспечивают личностную, социальную и профессиональную успешность выпускника школы; это новые технологии обучения, направленные на развитие самостоятельности, навыков работы в сотрудничестве, исследовательских и проектировочных умений, информационной компетентности; это новые ценности образования – умение уважать других людей, гражданская ответственность, глобальное мышление, активная жизненная позиция.
        Только организуя совместную деятельность с ребенком, педагог может способствовать установлению его позитивного отношения к миру, к самому себе. В воспитании будущее принадлежит технологиям совместной деятельности.
       В свете таких перемен учителю необходимо владеть технологиями развития критического мышления, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения. Ученые пишут объемные исследования о путях изменения характера обучения, о возможных способах превращения школьной рутины в увлекательный процесс. Учителя школ, путем проб и ошибок, ищут способы сделать урок интересным и помочь ребенку полюбить школу как место, где он не зубрит, а открывает для себя сложный мир. И находят. Но неумолимые инструкции, требования пройти весь учебный материал нередко сводят все усилия на нет.
       Педагогическая технология развития критического мышления школьников посредством чтения и письма известна в России с 1997 года. О данной технологии я узнала в 2007 году. В работе начала применять с 2008 года. Понравилась сама идея, что психология критического мышления – это направленное мышление. Оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью. Очень сложно научить человека в нашей стране критически мыслить. Но сколько от этого пользы самому человеку! 
    Критические мыслители:
    - Решают проблемы;
    - Контролируют себя;
    - Открыты для других идей;
    - Слушают собеседника;
    - Устанавливают множественные связи между явлениями;
    - Терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных;
    - Умеют строить логические выводы;
    - Строят прогнозы;
    - Применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;
    - Активно воспринимают информацию.
       В полном объеме по данной технологии я не работаю. На уроках истории и обществознания использую некоторые приемы и стратегии. Но сразу становится, очевидно, что критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий, информаций. Это активный и интерактивный процесс познания. Критическое мышление – сложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием решений.
       Часть приемов в данной технологии традиционные; часть приемов мы использовали в своей работе, только называли их иначе; часть приемов совершенно новые и интересные.
      Приведу примеры приемов и стратегий, которые наиболее эффективно и часто использую на своих уроках, классных часах, творческих делах:
    1. Разбивка на кластеры. Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Данный прием может быть использован как в индивидуальной, так и в групповой работе.
    2. Синквэйн. Стихотворение, которое требует синтеза информации.
    3. Маркированная таблица «Знаю, хочу узнать, узнал».
    4. Лекция. Она должна быть посвящена одной теме. Целесообразно использовать спонтанные, допускающие обмен мнениями мини-лекции (10-15 мин). Материал лекции должен усиливать и дополнять содержание учебника, а не просто повторять или суммировать его.
    5. Пятиминутное эссе позволяет подытожить знания по изучаемой теме и дать учителю почувствовать, что происходит в голове его ученика.
    6. Чтение со стопами. Учащиеся читают определенными кусками, на которые учитель разбил заранее. После прочтения учитель задает вопросы, затем обсуждается второй кусок и т.д. Когда весь текст, прочитан, учитель предлагает ученикам две какие-либо цитаты для сравнения, подходящие по теме. Таким образом, завязывается дискуссия, где учащиеся могут свободно высказывать свои взгляды. Вопросы. Которые задает учитель для стимулирования критического мышления. Должны быть поставлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию, идеи, строили собственные предположения.
    7. Метод шести шляп: 1-я шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция; 2-я шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики; 3-я шляпа – черная: критическая, негативная; 4-я шляпа – желтая: апологетическая (обращают внимание на то, что есть положительного, хорошего); 5-я шляпа – синяя: аналитическая, поисковая; 6-я шляпа – зеленая: изобретательская, творческая. Такие шляпы мы с ребятами смастерили своими руками. Когда водрузишь на голову такую шляпу, возникают неожиданные ощущения и мысли.
    8. Инсерт – чтение с пометками.
    «v» - уже знал
    «+» - новое
    « - » - думал иначе
    «?» - не понял, есть вопросы
    Затем можно в таблицу тезисно занести сведения из текста.
    9. Дерево предсказаний. «Ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения (количество ветвей не ограничено), «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
    10. «Тонкие» и «Толстые» вопросы.
    11. Концептуальная таблица.
    12. Сводная таблица.
    13. Прием «Фишбоун».
    14. Понятийное колесо.
    15. Стратегия «ИДЕАЛ»:
    И – идентифицируйте проблему
    Д – доберитесь до ее сути
    Е – есть варианты решения!
    А – а теперь – за работу!
    Л – логические выводы
    16. ПОПС – формула:
    П – позиция Я считаю, что…
    О – обоснование Потому, что…
    П – пример Например, …
    С – следствие Поэтому…
    17. Дискуссии, для проведения учебных занятий, являются удачными, где развиваются навыки ведения диалога, умения слушать, отстаивать аргументировано свое мнение.
        Для того, чтобы дети могли и самостоятельно пользоваться этими приемами и стратегиями, мы сделали папки со схемами этих и других приемов. Удобно и детям, и учителю.
       Уважаемые коллеги и просто посетители сайта, поделитесь своими мыслями по данной теме.
        «Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют хоть какие-то неясные вопросы?»
        В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».
     
    Категория: Технология развития критического мышления | Добавил: imo-sar (20.01.2011)
    Просмотров: 11147 | Комментарии: 28
    Всего комментариев: 251 2 »
    25 ITALMAS  
    2
    Мне кажется очень актуальна в наше время эта технология, так как дети не пассивные слушатели на уроке, а активные участники . Учатся работать в группах, слушать друг друга, анализировать, делать выводы, ну и просто говорить, чего, по-моему, очень не хватает сейчас. У большинства детей очень бедный словарный запас.
    Я тоже стараюсь применять эту технологию на библиотечных часах и на кружковых занятиях. Спасибо за богатый методический материал. Успехов!

    24 чир  
    2
    внимательно прочитала Вашу статью . очень интересно!! взяла некоторые приемы. спасибо!! на уроке каждый ученик задействован. что особенно важно!

    23 Вален_тина  
    0
    Здравствуйте! Давно пользуюсь вашими папками-подсказками, т.к. некоторые приемы использую на уроках. Спасибо за работу! Творческих успехов!
    tongue wink happy

    22 Катрин  
    0
    Анфиса Федоровна, огромное спасибо за материал, особенно за папки-подсказки,распечатаю детям. Вам дальнейших творческих успехов, tongue

    20 stern  
    1
    Молодец, Анфиса Фёдоровна! Всегда восхищаюсь вами. Творческая, целеустремлённая личность-это Вы! Успехов Вам всегда и во всём! С уважением Г.Л.

    21 Атлантида  
    0
    БЛАГОДАРЮ!За поддержку и понимание!
    tongue wink happy

    12 Анастасия  
    0
    ТРКМЧП - технология с большим потенциалом, неограниченными возможностями и высоким КПД. Всегда здорово познакомиться с опытом работы коллег, применяющую данную инновацию в своей педагогической деятельности! Тем более, что Ваши уроки действительно заслуживают высокой оценки, как и воспитательные мероприятия. Успехов в дальнейшей деятельности и удачи в ПНПО wink

    13 Атлантида  
    0
    Спасибо за теплые слова и поддержку!

    11 голубка  
    0
    Анфиса Федоровна! Молодец ! С большим интересом прочитала Вашу статью , ознакомилась с приложениями. Узнала много нового, хочется все попробовать на своих уроках.

    14 Атлантида  
    0
    С удовольствием помогу. обращайтесь за помощью. Спасибо! wink

    10 весна  
    1
    Анфиса Федоровна! Совсем забыла Вам сказать, что Вам обязательно нужно участвовать в конкурсе ПНПО, у Вас отличные результаты инновационной деятельности! Вы достойны гранта! Конкурсная комиссия по ПНПО горько плачет,как человечек- смайлик, потому что не видит Вас среди претендентов на грант! Вперед!

    15 Атлантида  
    0
    Это было бы здорово, но где взять на это времени и сил...

    9 весна  
    0
    Анфиса Федоровна! Благодарю Вас за активное участие в апробации инновационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности. На ваших уроках детям интересно, Вы увлекаете их необычностью урока, учите их мыслить. Так держать! tongue 7927

    7 Ида  
    0
    Я восхищена работой Анфисы Федоровны. Интересное приложение. Узнала много новых приемов по критическому мышлению. Молодец!
    happy

    1-10 11-16
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024