Четверг, 25.04.2024, 16:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Исследовательские и проектные методы [7]
Технология развития критического мышления [16]
Информационно-коммуникационные технологии [10]
Здоровьесберегающие технологии [7]
Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод [5]
Форма входа
Новая конфернция
Сайт ИМО
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Где Вы?
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конференция Современные образовательные технологии
    Главная » Статьи » Здоровьесберегающие технологии

    Технология учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика – дидактический ресурс ЛОО
    Мерзлякова Надежда Викторовна,
    учитель географии
    Боярской средней школы
    Каракулинского района
     
       Современный уровень развития образования выдвигает в качестве одной из основополагающих проблем изменение роли преподавателя – от функции передачи знаний к созданию условий для развития учащихся.
        Роль современного учителя – не только «учить», но в первую очередь, создать условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания для своих учеников, научить учиться, создать условия для формирования универсальных учебных действий, обеспечить здоровьесбережение. Потребность в таком учителе четко определена и в государственных документах, определяющих приоритеты развития образовательной политики на федеральном и республиканском уровне.
        И доступность, и качество образования, как и эффективность, начинаются несомненно с «учителя нового качества». Такой учитель ищет и находит крупицы опыта в методиках и технологиях, творчески используя их в своей деятельности.
       В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что необходимо обратить внимание на индивидуализацию учебного процесса.
       На это направлена технология «ИСУД» - учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика, автором которой является Галеева Наталья Львовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления развитием школы МПГУ. Данную технологию использую в своей работе с 2006 года.
         По­ня­тие «ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль учеб­ной дея­тель­но­сти» ис­поль­зу­ет­ся как ха­рак­те­ри­сти­ка про­яв­ле­ния внут­рен­них ре­сур­сов ученика, которые могут помочь ему в достижении учебного успеха. Это по­ня­тие об­ла­да­ет ин­тег­ри­ро­ван­ным со­дер­жа­ни­ем, на ос­но­ве ко­то­ро­го мо­жет быть вы­строе­на не­по­сред­ст­вен­ная дея­тель­ность учи­те­ля по про­ек­ти­ро­ва­нию ус­ло­вий для раз­ви­тия ка­ж­до­го уче­ни­ка сред­ст­ва­ми учеб­но­го пред­ме­та.
         По мнению авторов технологии, индивидуальный стиль учебной деятельности характеризует следующий набор параметров: обучаемость, внимание, память, модальность, доминирование полушарий мозга, организационные ОУУН, коммуникативные ОУУН, информационные ОУУН, мыслительные ОУУН, уровень развития мотивационно-потребностной сферы.
         Чтобы эффективно использовать технологию «ИСУД», учителю необходимо и достаточно: 1) Уметь диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и сворачивать эту информацию в специальную таблицу – матрицу.
         Лучше всего использовать диагностические данные о развитии внимания, памяти, доминирования полушарий мозга, модальности, полученные психологами, но учитель-предметник может самостоятельно оценить развитие параметра и через наблюдение на уроках. Уровень развития других параметров определяется по методике, приведенной в методических пособиях Галеевой Н.Л. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии», «…биологии», «…в начальной школе».
         В течение года матрица заполняется дважды (в начале и в конце), чтобы определить изменение параметров учебного успеха ученика. Учитель-предметник проводит анализ – как изменились эти параметры, информация систематизируется и прогнозируется работа на следующий учебный год.
        Несмотря на то, что определение особенностей индивидуального стиля учебной деятельности ученика, несомненно, очень важно для учителя, однако, эта информация, неподкрепленная достаточным количеством разнообразного дидактического материала, не способна обеспечить развивающий потенциал образовательной среды и оптимальный уровень дифференциации и индивидуализации учебного процесса. Даже если учитель будет знать, на что у данного ученика он будет опираться и что у него надо развивать, то это еще не будет ответом на вопрос – с помощью каких именно приемов учебной работы можно это делать?
        Автором технологии разработана картотека учебных приемов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика. Картотека спроектирована как открытая система и может дополняться и изменяться учителем. На основе картотеки Галеевой учитель разрабатывает свою картотеку с дидактическим материалом для индивидуальной работы на уроке с обучающимися, наполняя виды заданий новым содержанием (примеры развивающих заданий: цифровой диктант, буквенный диктант, сравнить, найти смысловую ошибку, найти «лишнее», «починить цепочку», разделить на группы, решить развивающий канон, «смысловые пропорции», составить систему понятий, «интеллект-карту» темы, синквейн, свернуть информацию в таблицу, схему, составить развивающий канон, кроссворд, задачу, презентацию, провести исследование, написать реферат, проект и т.д.)
        В методических пособиях по технологии «ИСУД» вы найдете не только картотеку с развивающими заданиями, а также таблицу их развивающего потенциала, которая называется «Матрица дидактического потенциала приемов, форм и видов учебной деятельности ученика. Впервые в этой технологии задания систематизируются по одним и тем же основаниям, что и учебный успех ученика, по одной и той же матрице.
        Это дает возможность подобрать формы учебной работы для каждого ученика, как для того, чтобы создать ситуацию учебного успеха («как удобно ученику»), так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений (для развития «западающих» параметров его индивидуального стиля).
       Если уровень развития определенных навыков у ученика недостаточный, то подбираем к этим навыкам по таблице формы заданий и виды работ, выполнение которых обеспечит их развитие. Используем эти формы заданий на этапах отработки и обобщения учебного материала. На этих этапах ученику, если задание будет вызывать затруднение, может помочь учитель или другой ученик.
        Если уровень развития параметров у ученика определен как достаточный - подбираем к этим навыкам задания, опирающиеся на эти навыки и психофизиологические особенности. Используем эти задания на этапах объяснения и диагностики учебного материала. Таким образом, создаем ситуацию учебного успеха для ученика.
        В результате использования технологии появляется возможность реализовать мониторинг результативности учебного процесса не только по оценкам, но и по другим параметрам учебного успеха ученика. Можно реально увидеть, как растут все параметры успеха – и уровень мотивации, и память, и внимание, и все общеучебные навыки, которые вы включите в критерии мониторинга.
        При проектировании урока в рамках технологии «ИСУД» необходимо учитывать результаты диагностики ИСУД ученика. Например, на этапе объяснения нового материала учитель организует деятельность так, чтобы ученики получили информацию через максимальное количество каналов приема информации (посмотрели, послушали, потрогали, проговорили). Если есть возможность, на этом этапе можно организовать дифференцированную и/или индивидуализированную поддержку:
    · Просить повторять выводы или проговаривать алгоритм учащихся с ярко выраженным аудиальным способом приема и переработки информации;
    · При уяснении структуры чего-то «кинестетики» будут успешнее, если дать им собирать или разбирать модель структуры, даже если это части слова и т.д.
         При первичном закреплении задания давать каждому ученику с учетом уровня сформированности у него общеучебных навыков. Если на этом этапе способ деятельности, которым ученику предлагается выполнять задание, ему сложен, неуспех в освоении нового материала будет гарантирован. Например, если у ребенка невысок уровень сформированности навыка смыслового чтения, лучше дать ему задание на первичное закрепление в виде разбора схемы, рисунка, анализа таблицы и т.д.
        На этапе отработки предметных навыков, предметного содержания можно давать детям задания с целенаправленными затруднениями:
    · Правополушарнику – на логику, левополушарнику – на синтез;
    · Кинестетику – прочитать и ответить, аудиалу – собрать из разрозненных карточек структуру и т.д.
         Применение технологии учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности (ИСУД) ученика позволит учителю реализовать профессиональную потребность в обеспечении выбора таких приемов и форм работы, которые обеспечат каждому ученику свой, индивидуальный путь к успеху. Использование данной технологии является частным случаем здоровьесберегающих технологий.
     
     
    Категория: Здоровьесберегающие технологии | Добавил: imo-sar (01.02.2011)
    Просмотров: 5285 | Комментарии: 3
    Всего комментариев: 2
    2 R1mma  
    1
    Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, вы создаете оптимальные условия для успешной деятельности каждого ученика. Вы планируете не только собственную деятельность на уроке, но и деятельность каждого ученика. Это относится ко всем этапам урока и особенно важно при низкой мотивации. Современная школа нуждается в таком учителе, как вы. Успехов Вам!

    1 Sweta  
    1
    Вы ещё раз подтверждаете, что вы - учитель-мастер, новатор и человек, постоянно ищущий. Используя технологию ИСУД на своём предмете, вы позволяете своим детям быть значимыми; используя дифференцированные задания - позволяете ребёнку быть успешным.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024