Каримова Инна Вячеславовна, учитель истории и обществознания Усть-Сарапульской основной школы Сарапульского района
Современное общество ставит перед школой серьезную задачу – формирование у учащихся и выпускников КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. Одним из средств, в решении данной задачи, является на сегодняшний день – использование ИКТ в образовательном процессе.
Хочу поделиться своим опытом использования ИКТ на уроках истории:
· во-первых, это применение интерактивной доски;
· во-вторых, это привлечение мультимедийнных презентаций подготовленных как учителем, так и учащимися;
· в-третьих, использование на уроках готовых учебно-методических комплексов, соответствующих учебным программам и образовательным стандартам.
Остановлюсь подробнее на последнем "моменте". В 9 классе в курсе изучения "История России 20 век" мною привлекается компьютерный учебник с одноименным названием. Этот учебник дает возможность наглядно представить изучаемый материал. Кроме того, здесь имеется обширный лекционный материал, а также множество удобных, интересных и полезных схем и диаграмм. Необходимо также отметить богатый документальный подбор – это и исторические документы, и кадры документальной хроники. Вызывает интерес у учащихся и справочный материал, содержащий информацию, как по терминологии, так и по историческим личностям.
В данном электронном учебнике имеются тестовые задания, которые позволяют повысить уровень усвоения знаний, стимулируют познавательную активность учащихся, способствуют формированию у них реальной оценки собственных знаний.
При изучении в 9 классе тем, посвященных Великой Отечественной войне, использую также диск "От Кремля до Рейхстага". Этот диск содержит фото и документы, наглядно иллюстрирующие ход войны.
В курсе истории России в 6-8 классах мною привлекается "Энциклопедия истории России 862-1917". На этом компакт-диске имеется интересный документальный видеоматериал, о российских правителях начиная с Рюрика и заканчивая последним царем из династии Романовых. Учащиеся лучше усваивают исторический процесс, знакомясь с родословной князей и царей. В данной энциклопедии имеются также анимационные карты, дающие более полное представление о ходе битв, походов, сражений.
В 5-8 классах на уроках истории зарубежных стран использую электронные пособия "Всеобщая история". Они позволяют учащимся ознакомиться с работами историков, сопоставить их со сведениями из исторических источников, самостоятельно составить необходимые схемы, таблицы, рассказы. Раздел электронных пособий "Слушаем, запоминаем" помогает отобрать и использовать при подготовке и проведении урока тот материал, который необходим для достижения конкретных учебных целей.
В последнее время мною активно привлекаются материалы с сайта "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов". На этом сайте представлен богатейший материал, который очень удобно использовать на уроках истории и обществознания, а также на любых других предметах.
Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране – в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия.
Кроме того, применение информационно-коммуникационных технологий на уроках истории способствует:
· овладению каждым учащимся знаниями по истории на базовом уровне;
· формированию у учащихся умения самостоятельно работать с исторической информацией;
· стимулированию познавательного интереса к предмету;
· осуществлению практической подготовки экзамену в форме тестирования;
· формированию информационной и коммуникационной компетенций.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологи являются подходящим инструментом для пропаганды осмысленного заинтересованного обучения. Это дает возможность учащимся взаимодействовать с базой данных таким способом, который позволяет обучаться под руководством учителя, получать знания в сотрудничестве с одноклассниками. Преподаватель же выступает в роли консультанта.
|