Использование интерактивной доски как средство повышения эффективности урока
Аверькова Галина Александровна, учитель математики Кигбаевской средней школы Сарапульского района УР
Нет, пожалуй, ни одной области человеческой деятельности, где информационно-коммуникационные технологии не нашли бы свое применение. Нетрудно проследить эволюцию технических средств, используемых в образовательных учреждениях: раньше педагоги использовали кодоскопы, фильмоскопы, эпидиаскопы и т.д. Затем, когда научно-технический прогресс шагнул широко вперед, появились компьютеры и проекторы, с помощью которых можно было наглядно провести урок, показать учащимся какие-либо видеофрагменты, мультимедийные презентации и т.д. Я с удовольствием делала презентации для своих уроков и внеклассных мероприятий, не только по математике, но и по воспитательной работе. Одна из презентаций, сделанных совместно с учащимся для республиканского патриотического лагеря, заняла там первое место. Кроме этого я активно включилась в районную конференцию «Планета открытий» - 2007 год, районный конкурс компьютерной графики «Мой учитель, моя учительница»-2010 год, сейчас готовлю материал с учащимися на конкурс мультимедийных проектов «Урок мужества». На заре 21 века мы имеем новейшее оборудование, которое активно внедряется в образовательный процесс. Одним из таких примеров может быть интерактивная доска. Как только интерактивная доска поступила к нам в школу и нам показали ее возможности, я стала осваивать ее. ИД использую примерно 3 года. Интерактивная доска – это удобный современный инструмент для эффективного проведения учебных занятий, творческих презентаций, семинаров. На сегодняшний день интерактивные доски стали неотъемлемым инструментом учителей-предметников. Рассмотрим преимущества, которыми обладают интерактивные доски (ИД). ИД не только совмещают в себе преимущества большого экрана для проектора и маркерной доски, но и позволяют сохранять все пометки и изменения, сделанные во время обсуждения и даже управлять компьютерными приложениями, не отходя от доски и не прерывая выступления. Таким образом я сохранила разработку мастера – класса районного семинара директоров школ, который прошел на базе нашей школы. На моих слайдах остались следы работы директоров школ и начальника управления образования С.А.Зяпаровой (14.04.2009г). Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам и рисункам, сохраняя их для последующего использования, выделять ключевые области и добавлять цвета. Тексты, рисунки или подсказки к заданиям можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Работа с интерактивной доской позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке, объяснить новый материал, проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию. Любой рисунок, даже отсканированный, можно разместить на слайд, задав ему прозрачность. Так я делаю при подготовке к урокам геометрии или к внеклассным мероприятиям. На этапе проверки домашнего задания можно заранее приготовить задачи, схемы, примеры, и скрыть показ специальной возможностью «ширма». Совсем недавно я освоила анимацию, скрывая ответы за прямоугольником. Ученик на доске показывает свое решение, а затем сравнивает его с правильным. На этапе актуализации ранее полученных знаний можно заготовить проверочные задания с пропущенными элементами (словами, формулами, числами и т.д.), а ученик, используя стилус, вписывает недостающее. Теоретический материал при объяснении новой темы можно представить в виде схем и таблиц. Постепенное их заполнение на доске с помощью стилуса формирует умение обучающихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. Мой урок «Измерение углов» для 6 класса с такими элементами стал победителем межмуниципального фестиваля «Интерактивное обучение» - 2009г. Объекты на интерактивной доске легко изменяются и перемещаются. Это позволяет на этапе закрепления полученных знаний смоделировать проблемную ситуацию, в которой необходимо систематизировать информацию, исправить ошибки, найти соответствие, «перетаскивая» объекты. Я чаще использую формулы, в которых нужно найти ошибки и исправить. Или пишу начало формул и конец формул, их нужно сопоставить правильно, то есть «перетащить». А еще использую зачеркивание неверных высказываний. Осуществляя контроль знаний, можно подготовить тестовые задания с выбором ответов, в виде выпадающих списков, радиокнопок, флажков. Использование возможностей доски зависит от специфики предмета. Для уроков математики имеется готовая координатная плоскость, это очень удобно. Такой урок для 6 класса я разработала совсем недавно, где отрабатывается не только построение фигур по заданным точкам, но и размещение точек в соответствующие координатные четверти. Я использую такие интерактивные инструментами, как транспортир, линейка, термометр, флеш - программы из ЦОР о симметрии, для построении графиков квадратичной функции или графиков тригонометрических функции, калькулятор. Однако необходимо отметить некоторые недостатки при работе с ИД. Например, при выполнении геометрических построений в электронных учебниках требуется большая точность в соприкосновении с нужными точками, чего трудно достичь стилусом. Но даже с такими недочетами мне нравится проводить уроки геометрии, особенно в 10 классе при построении сечений тетраэдра и параллелепипеда. Использование интерактивной доски позволяет осуществить процесс обучения на качественно новом уровне. Восприятие учебного материала происходит активно, повышается внимание, интерес к предмету, улучшается понимание, запоминание становиться более прочным. Чередование различных видов деятельности позволяет избежать утомляемости и однообразия в работе на уроке, стимулируется активность и инициативность обучающихся, которые не только воспринимают информацию, преподнесенную учителем, но и сами участвуют в ее создании. Урок с использованием ИД имеет большую эффективность и способен повысить результативность обучения.
Галина Александровна был у вас с директорами на вашем занятии. Сейчас сижу скачиваю презентации с рекомендованного вами сайта. Благодарю. Удачи, успехов вам!
Дорогие учителя, посетите эти сайты, там Вы найдете много интересного и полезного. 1. http://interaktiveboard.ru/ - сайт с разработками интерактивных уроков и презентаций, функции ИД, как работать с ИД. Кто зарегистрировался в интернет-конференции, то этот сайт с таким же значком и туда можно входить с е-mail и паролем. Я разместила два своих урока с применением интерактивной доски: «Измерение углов. Транспортир» – 5 класс, «Координатная плоскость» - 6 класс. 2. http://metodisty.ru/ умные уроки SMART, тоже имеются разработки. 3. http://pedsovet.su/ огромный сайт с презентациями, для тех у кого нет ИД Количество презентации на этом сайте: биология, экология – 103, математика – 109, информатика – 143, география - 97, иностранные языки – 198, ИЗО, МХК, музыка – 104, история, обществознание – 246, Начальная школа – 283, ОБЖ – 27, русский язык и литература – 159, физика и астрономия – 46, химия – 23, экономика – 13, другие – 36. Скачивайте и переделывайте для ваших деток. Удачи ВАМ!!!
Наглядный пример того, что учителя стремятся идти в ногу со временем. Ведь раньше такого оборудования не было, и учителя даже не задумывались о том, что их ждет в дальнейшем. А теперь посмотрите! Учитель работает с интерактивной доской, и не просто работает, а проводит наглядные уроки, в данном случае по алгебре, геометрии. Это очень большой шаг вперед....Желаю успехов по освоению ИКТ.
Галина Александровна вы молодец! Такими знаниями ИД, вам непременно надо делиться, показать всем, возможности ИД. Конечно, до всего можно доходить самому, но это же хорошо, когда тебе помогают познавать новое. В вашей школе, наверно все учителя, благодаря вам, на «ты» с ИД.
С директорами школ я уже делилась опытом. И на августовской конференции проводила мастер-класс, наверное Вы попали не на мою секцию. Но если надо будет, то поделимся опытом, не только я, но и учитель биологии Бабурина Ирина Валентиновна.
Я работаю в школе, но не педагогом и поражаюсь, как учителя быстро реагируют на изменения в школьном образовании. Патриоты своей работы. Если надо, то научится всем технологиям. Боялись компьютеров, теперь освоили ИД, это же здорово!!! Еще как родитель хочу сказать всем учителям огромное спасибо за их кропотливый труд, за то, что так старательно вкладывают знания в головы наших детей.
Спасибо, ребята, за поддержку, мы будем двигаться в направлении прогресса. Стоит еще поработать над ИД, чтобы уметь все!!! Действительно жаль, что ИД появилась поздно. Да и не только ИД, те же мультимедиа проекторы. У нас прекрасно с презентациями работает Людмила Владимировна. Думаю, что данный опыт ребятам пригодится и не раз. В добрый путь учителя и будущие выпускники!!!
Мы, учащиеся, согласны, что в нашем веке никуда без ИКТ. И наши учителя Аверькова Галина Александровна и Бабурина Ирина Валентиновна самые "продвинутые" в этой области. Они идут в ногу со временем. Нам интересны такие уроки, да и сами уже делаем презентации. На интерактивной доске интересно было строить сечения тетраэдра и параллелепипеда. Жаль, что она появилась в школе так поздно.
И 10 лет не прошло с тех пор как нам начали рассказывать о том, что в каждой школе будет интернет. Тогда мало кто в это верил. ВЕРЮ, что так же быстро ИД появятся не только в каждой школе, но и в каждом классе.