Горбушин Алексей Геннадьевич,
учитель информатики,
МОУ «Кожильская СОШ сельскохозяйственного направления»,
Удмуртская Республика, Глазовский район
Аннотация Урок современного учителя невозможен без применения новых интерактивных технологий (в частности интерактивной доски). Учитель – не профессия, а образ жизни. В эссе представлена ультрасовременная игровая постановка.
***
Солнце клонилось к закату, как всегда бывает в это время. Легкий майский ветерок превращал бескрайние зеленые луга в волнистые океаны с приливами и отливами. Пустота вокруг. Только два силуэта невдалеке нарушают природную идиллию.
– Зачем ты искал со мной встречи? – спросил молодой мужчина в костюме.
– Мне не столь важно было встретиться лично с тобой, сколько с любым представителем твоей профессии. Как, ты говоришь, она теперь называется? – спросил его пожилой, седовласый собеседник в широкой тунике.
– Учитель, Сократ…, Учитель...
– Как ты узнал меня?
Уголки рта молодого мужчины слегка дрогнули вверх, его явно рассмешил этот вопрос.
– Твое лицо знакомо каждому ребенку!
– Неужели?! Прошло так много лет, а меня еще помнят? – брови старца задрались высоко вверх.
– Сократ, твои труды внесли неоценимый вклад в развитие цивилизованного общества!
– Но, все слишком сильно изменилось. Люди теперь учатся как минимум девять лет, это обязательный минимум абсолютно для каждого, хотя большинство из нас учится 15 лет или даже больше.
– В наше время возможно провести урок, скажем с тридцатью людьми из абсолютно разных уголков планеты, все они: и ученики, и учитель будут прекрасно видеть друг друга, слышать, общаться.
– Но это невозможно!
– Возможно! Более того, в наше временя этим никого не удивишь.
– А еще, а еще что нового? – глаза Сократа просто сияли любопытством.
– Очень много нового, очень! – Уголки губ более юного собеседника снова слегка дрогнули вверх. – Например, каждый человек в любой момент времени, в любом месте может с легкостью прочитать любую книгу, абсолютно любую книгу из всех когда-либо написанных!
– Но, несмотря на все это, во времена всеобщей доступности информации профессия учителя по-прежнему одна из самых важных!
– Времена меняются, а люди остаются.
– Но многое с твоих времен изменилось и в образовании. Целые институты людей решают эти проблемы. Уровень образования растет каждый день. Люди на планете в целом стали гораздо умнее!
– Хорошо, а что ты можешь мне рассказать про урок современного учителя? – скромный старец решил сменить тему разговора.
– Хорошо слушай: две тысячи одиннадцатый год. Рассвет компьютеризации. На заре эры глобальной кибернетизации состоялась беспрецедентная встреча, от исхода которой зависела вся судьба человечества, да что там человечества, всей Вселенной! Встреча Меловой доски и Интерактивной доски! Атмосфера накалена до предела! Миллионы фанатичных приверженцев против небольшой группы высокотехнологичных инноваторов. Кто же одержит верх? На чьих плечах выедет будущее? Кому выпадет один шанс из миллиона поработить Вселенную? Смотрите и слушайте прямо сейчас – настоящий блокбастер, ультрасовременная игровая постановка «Меловая доска и Интерактивная доска».
Ветер в тот день завывал уж как-то слишком тревожно. Встреча была назначена на мрачной высокой горе. Грозные и готовые ко всему, они стояли друг напротив друга.
– Я абсолютно уверена, что будущее за мной, – не отводя жесткого взгляда, сквозь зубы процедила Меловая доска. – Мои достоинства: долговечность, доступность мела, тряпки и воды, нет ограничений времени работы по Санитарным нормам и правилам.
– Ты очень сильно заблуждаешься, коллега, – спокойно, но с небольшой тенью улыбки произнесла Интерактивная доска. – Я соглашусь, за тобой невероятный опыт, твоим предкам многие тысячи лет. Я прямо сейчас вышла в Интернет и нашла твоего первого предка – Дядюшку Джо. Он родился 65 тысяч лет до нашей эры и представлял из себя стену в глубокой пещере в центре Африки, на которой вожак впервые решил в схематичной форме объяснить своим потомкам, как нужно правильно охотиться. Но знала ли об этом ты?
Тень смятения пробежала по лицу Меловой доски, но, не подав и виду, в той же манере она продолжала выцеживать слова: – Для поддержания твоих способностей нужно слишком много факторов: компьютер, Интернет, в конце концов электричество, а я работаю лишь на куске известки да сырой тряпице! Ты слишком затратна, чтобы войти в массы!
– Не спеши с выводами, – улыбка на лице Интерактивной доски чуть шире растянулась. – Всем известно, что мел пачкает руки и одежду, тряпку для стирания необходимо регулярно смачивать, а неизбежное присутствие в воздухе меловой пыли может привести к поломке расположенных поблизости компьютеров и оргтехники.
– А что ты скажешь на счет моей младшей сестры Маркерной доски? – тон Меловой доски стал нервозно вибрировать, от надменной манеры не осталось и следа. – Писать на ней можно специальными маркерами различных цветов. Состав чернил, используемых в таких маркерах, позволяет легко стирать изображение с доски при помощи специальной щетки или салфетки, не нуждающихся в смачивании. Маркер служит долго, а изображение получается более контрастным и аккуратным, что способствует лучшей читаемости даже при слабом освещении. Кроме того, металлическая основа позволяет использовать магниты для закрепления листов, плакатов и прочих вспомогательных материалов. А ещё Маркерная доска приятна для глаз.
Предчувствуя скорую победу, глаза Интерактивной доски радостно засияли, а улыбка стала еще более дерзкой и нескрываемой.
– Но и у твоей сестры есть очевидные минусы: маркеры быстро высыхают, да и шаловливым детским ручонкам сложнее устоять перед маркером, так что их не напасешься. Затратной её можно назвать и потому, что приходится покупать специальные средства, чтобы вытереть такую доску. Прямо сейчас я снова заскочила в Интернет и узнала твой последний козырь – вашу самую младшую сестрицу флип-чарт доску, оснащенную специальной прижимной планкой, служащей для закрепления бумажных блокнотов с отрывными листами большого формата. Теперь и она для многих является примитивным инструментом!
– Но как же?.. Я же... мы же... – совсем уже неуверенно, потеряв все доводы, начала было мямлить Меловая доска.
И Интерактивная доска сделала последний выпад: «Я – интерактивная доска, сочетающая в себе уникальные возможности вывода любой информации с компьютера (путем проекции изображения при помощи обычного медиапроектора), произвольного дополнения выведенного изображения ручными заметками, комментариями, примечаниями или акцентирующими внимание учеников «обводками» каких-либо важных фрагментов текста и графики, кроме того, предоставляющая возможность интерактивной работы с проецируемым изображением точно так же, как на экране дисплея, при помощи мыши и возможность сохранения всех созданных записей и набросков на компьютере».
Большой экран видят все учащиеся, а взаимодействие преподавателей с ними выходит на новый уровень. Налажена действенная обратная связь с классом, потому что ученики теперь всецело увлечены уроком. Они с энтузиазмом участвуют в учебном процессе, с удовольствием выходят к доске, чтобы ответить по домашнему заданию. К тому же ускорился темп урока, повысился уровень активности учащихся. Наглядность электронных интерактивных досок – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся, что необходимо для эффективного обучения! С моим появлением образовательный процесс стал более веселым, интересным и увлекательным, а также обрел новые темп и глубину.
И в ту же минуту ветер стал стихать, из-за развеявшихся грозовых туч вышло солнце и ласково стало играть на боковых панелях Интерактивной доски, словно сама природа признала и преклонилась перед абсолютным победителем в образовательной сфере.
Во время всего рассказа лицо Сократа постоянно эмоционально реагировало на каждое услышанное слово: – Знаешь, теперь я горжусь своими начинаниями, теперь я понимаю, что был представителем самого важного ремесла!
Сегодня и завтра обществу ценен человек-творец. «Школа – самая удивительная лаборатория, в которой рождаются новые современные технологии и создается будущее…»
Солнце практически исчезло за горизонтом, превратившись в узкую оранжевую линию. А двое учителей из разных эпох еще долго стояли посреди этого живописного места.
|