Творческий коллектив
учителей
Уральской средней школы
Сарапульского района
Мы живём в обществе информационных технологий, которое заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Именно школа должна сейчас создать условия для формирования личности, обладающей данными качествами. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Новые педагогические технологии помогут достигнуть поставленных целей образования. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее продуктивными для современного образовательного процесса, с нашей точки зрения, являются:
- Метод проектов;
- Исследовательские методы;
- Технологии проблемного обучения.
Предлагаем вам познакомиться с методом проектов. Мы представим вам небольшую историческую справку о возникновении метода, вы узнаете, что составляет сущность современной трактовки метода проектов, попробуете разобраться, какой может быть типология проектов и как работает данный метод на уроке.
Историческая справка.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в двадцатые годы в США. Авторами метода проектов считают американского философа и педагога Джона Дьюи, а также его ученика В.Х.Килпатрика. Именно они впервые обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Недаром первоначально данный метод назывался проблемным. Разумеется, что со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию, но суть его осталась прежней – стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике - соединение академических знаний с прагматическими.
Метод проектов привлёк внимание русских педагогов ещё в начале 20 века, но в 1931 году он был осуждён постановлением ЦК ВКП(б). Долгое время в России не предпринимались серьёзные попытки возродить данный метод. Только в начале 21 века в связи с реформированием системы образования, переходом на компетентностный подход в обучении данный метод вновь обретает популярность и даже становится «модным».
Сущность современной трактовки метода проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных и коммуникативных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Данный метод направлен на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно – следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Данный метод предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности методов и средств обучения, а с другой- необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии и применение творческих способностей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если это теоретическая проблема – то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в постиндустриальном обществе.
Типология проектов.
Итак, мы узнали, что такое метод проектов, что такое проект и в чём его суть. Метод проектов можно применять как в обычном классе в виде самостоятельной индивидуальной или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий.
Сейчас мы рассмотрим, какие бывают проекты и как следует их структурировать. Это чрезвычайно важно для того, чтобы, разрабатывая проект вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбирая материалы, вы могли чётко осознавать его особенности и соответственно планировать работу. Поэтому важно познакомиться с типологией проектов. Можно выделить по следующим типологическим признакам разные типы проектов.
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, практико-ориентированная и др.
2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной образовательной области знаний); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый.
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса и др.)
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность выполнения проекта (краткосрочные– для решения небольшой проблемы, средней продолжительности– один– два месяца и долгосрочные– до одного года.)
Реализация метода проектов, как и исследовательского метода, на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. На первый план выходит деятельность исследовательского, поискового, творческого характера.
Проект в системе уроков.
Для того, чтобы реализовать проект на уроке и во внеурочной деятельности, необходимо знать, какой тип проекта вы выбираете и каковы структурные элементы проекта. Чаще всего выделяют 3 элемента проекта: подготовительный, основной, заключительный.
1 этап – подготовительный.
1. Инициирование идеи проекта.
2. Обсуждение идей проекта в коллективе.
2 этап – основной.
1. Планирование работы
2. Практическая деятельность по выполнению проекта.
3. Консультации и координация работы в группах преподавателем.
3 этап – заключительный.
1. Презентация работ.
2. Оценка представленных проектов, определение лучших работ.
3. Организация выставки лучших работ.
Разработку проектов можно использовать на разных предметах. С помощью данного метода обучение протекает наиболее успешно. Процесс работы над проектом стимулирует школьников к деятельности, к активности, развивает интерес к предмету, воображение, творческое мышление, самостоятельность, коммуникативность. Он может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютеры, виртуальные библиотеки, музеи, видео, мультимедийные средства и др. Но это могут быть и традиционные средства: книги, разного рода справочники, видеозаписи и т.п. Средства массовой информации также оказываются полезными при работе над проектом.
В Уральской средней общеобразовательной школе проектная деятельность применяется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Проекты составляются на уроках иностранного языка, литературы, музыки, биологии.
|