Мымрина Вера Яковлевна,
учитель немецкого языка
Шадринской средней школы
Сарапульского района
Использование технологии проблемного обучения в преподавании иностранных языков имеет свою специфику: учащиеся должны не только решить какую-либо проблему (чаще – житейского характера), но и подобрать языковые и речевые средства на иностранном языке, адекватные поставленной цели, а именно – высказаться в защиту своей точки зрения.
Проблемный подход, тщательно разработанный в теории, к сожалению, подчас не находит своего применения в практике преподавания иностранных языков в силу целого ряда причин, обусловленных разного рода языковыми трудностями.
К языковым трудностям оформления иноязычного высказывания в учебных ситуациях можно отнести недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах, а именно:
1. дефицит грамматических структур;
2. дефицит лексики в рамках темы, подтемы;
3. неумение употреблять языковые средства адекватно ситуации общения;
4. дефицит формул контактно-устанавливающего характера;
5. дефицит формул логико-смысловой организации высказывания и, как следствие, трудность вовлечения учащихся со слабой языковой подготовкой в обсуждение.
В связи с этим я хотела бы поговорить о проблеме развития речи, причём не только на уроках гуманитарного цикла, так как вышеперечисленные трудности в полной мере можно отнести и к трудностям при оформлении речи на родном языке. Выпускники школ в большинстве своём слабо владеют навыками устной речи. Но ведь в школе практически каждый день учащимся встречаются ситуации, когда они должны уметь высказать свое мнение по определённой проблеме. Умение грамотно и чётко формулировать свои мысли часто входит также в набор необходимых компетенций, владение которыми входит в перечень требований, предъявляемых работодателями. Учащиеся часто теряются в таких ситуациях – ведь многие и на русском языке не всегда умеют грамотно и логично построить своё высказывание, не говоря уже об иностранных языках. Следовательно, для того, чтобы суметь высказать свою точку зрения, ученик должен иметь достаточную языковую и речевую подготовку, которая при обучении иностранным языкам осуществляется на этапе совершенствования речевых навыков устной речи (мини-монологи, подготовительные упражнения для последующего развития умений диалогической и монологической речи)
Каким образом обеспечить возможность участия учащихся в дискуссиях?
Прежде всего, необходимо определить, какие требования мы должны предъявлять к устной речи. Это, прежде всего, следующие факторы:
- непрерывность, т.е. отсутствие ненужных пауз. Пауза может быть обусловлена только логикой речи, способствовать её выразительности. Также недопустимы всякого рода звуки (э-э-э, а-а-а), которые появляются, когда человек подбирает нужное слово, особенно, если это так называемая «подготовленная» речь;
- логика, последовательность изложения, соблюдение определённой схемы построения высказывания; - чёткость, ясность оформления своих мыслей, доступность изложения;
- богатство языковых средств (хороший запас продуктивной лексики говорящего, знание синонимов, употребление разного рода речевых клише, придающих речи законченность и необходимую оформленность – о них позже);
- правильность речи (знание грамматических норм языка, умение их применять в устной речи, расстановка ударений);
- отсутствие слов-паразитов.
Чтобы устная речь соответствовала перечисленным требованиям, нужно:
1) обеспечить тренировку в употреблении лексики по теме;
2) обеспечить тренировку в употреблении речевых клише;
3) научить выстраивать своё высказывание по определённой схеме.
Как организовать работу по обучению учащихся участию в дискуссиях? Какие моменты нужно учитывать при этом? Более подробно об этом – в теоретической части.
Мною разработаны отдельные приёмы, которые помогают мне осуществить подготовку участия школьников в дискуссиях. Данные приёмы позволяют существенно сократить этап семантизации лексики, причём учащиеся начинают употреблять лексику в определённом контексте уже на первых уроках. Эффект очевиден: дети не боятся высказываться; на уроках подготовительного этапа они работают с таблицами; на уроках заключительного этапа – развития речевых навыков – сильные ученики способны к спонтанному высказыванию, не боятся сделать ошибку. Что касается слабых учеников, они работают с помощью различных опор – таблиц, схем и т.д.
В качестве иллюстрации к данному сообщению я позволю себе привести в приложении материалы для работы в 8 классе (тема цикла уроков сформулирована следующим образом: «Школа: радость или огорчение?»):
1) материалы для работы на этапе совершенствования речевых навыков (подготовительный этап, предшествующий этапу развития речевых умений);
2) разработку одного из уроков на заключительном этапе работы – этапе развития речевых умений;
3) теоретическое обоснование.
|