Дьякова Марина Михайловна,
учитель биологии
Мостовинской средней школы
Сарапульского района
Как сделать урок эффективным и организовать его так, чтобы все учащиеся одновременно были вовлечены в работу на протяжении всего занятия. Анализируя свою работу, пришла к выводу, что достичь хороших результатов можно только через активную самостоятельную деятельность ученика. Как организовать эту деятельность в полном объеме рассказывает ТРКМЧП.
По мнению психологов, человеческое восприятие определяется этапами: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить. А базовая модель технологии РКМЧП отвечает в полной мере этим этапам, где есть три основных стадии деятельности учащихся.
ТРКМЧП мне нравится тем, что придает организационную четкость, целенаправленность и целесообразность познавательной деятельности учащихся во время урока, активизирует и организует процессы, направленные на работу с учебным материалом. На уроке создается психологически комфортная среда, ведь на уроке разрешается ошибаться, заблуждаться, а затем есть возможность исправить свои ошибки, деятельностный подход лежащий в основе технологии позволяет изменить характер взаимодействия между учителем и учащимися, создает в классе обстановку культуры общения, доверия и доброжелательности, успешность в освоении предмета, но и сохранение здоровья участников.
Технология РКМ позволяет мне все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысления. В технологии каждый этап (вызов, осмысление, рефлексия) предусматривает различные приемы, которые отбираются в зависимости от содержания учебного материала, целей и учебных задач урока, состава класса и т. д.
Что дает ее применение? В настоящее время в образовании ставятся цели обучения: учиться изучать, учиться делать, учиться быть, учиться жить и работать вместе. Традиционное обучение не может достичь этих целей, а совокупность приемов в технологии критического мышления, направлены именно на их достижения.
На основе технологии критического мышления можно обучить школьников находить информацию в различных источниках, определять причины проблем, вести переговоры, творчески интегрировать имеющуюся информацию, обобщать полученные знания, а также мотивировать ученика к активной учебной деятельности, повышать интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материла. Я думаю, что данная технологи решает ряд важных задач, например, таких как культура письма, образовательной мотивации, информационной грамотности, социальной компетентности и других не менее значимых на современном этапе, задач.
Первое время для меня остро стоял вопрос: как оценивать знания и работу ученика. В настоящий момент разрабатываю по уроку, помимо плана и рейтинговое оценивание работы учащегося, которое сочетает и внешний контроль и самоконтроль.
На данный момент проблема состоит в том, как уложиться в рамках урока, катастрофически не хватает времени. Но, тем не менее, технология развития критического мышления позволяет учащимся освоить достаточный материал, чтобы с уверенностью участвовать в учебном процессе.
|