Суббота, 23.11.2024, 02:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Исследовательские и проектные методы [7]
Технология развития критического мышления [16]
Информационно-коммуникационные технологии [10]
Здоровьесберегающие технологии [7]
Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод [5]
Форма входа
Новая конфернция
Сайт ИМО
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Где Вы?
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конференция Современные образовательные технологии
    Главная » Статьи » Технология развития критического мышления

    Использование ТРКМЧП на уроках истории
    Пастухова Татьяна Викторовна,
    учитель истории и обществознания
    Мостовинской средней школы
    Сарапульского района
     
    «…Сначала он говорит: «Хочу есть».
    Тогда он еще не человек.
    А потом он говорит: «Хочу знать».
    Вот тогда он уже Человек.
    Ты чувствуешь, который из них
    с большой буквы?» 
    А. и Б.Стругацкие «Полдень, XXII век»
     
    «Если хочешь быть умным,
    научись разумно спрашивать,
    внимательно слушать,
    научись спокойно отвечать и
    перестань говорить,
    когда нечего больше сказать»
    Толстой Л.Н.
     
       История помогает людям нынешнего века «спросить совета» у людей прошлых эпох. … Встреча людей в веках – это обсуждение проблем, которые ставит перед человеком современность и на которые мы ищем ответы в прошлом» - это слова из эссе, которое традиционно пишут мои ученики, - «История – это встреча людей в веках». Я хочу, чтобы ребята понимали, что такое история, для чего они ее изучают, почему ее нужно изучать.
       А чтобы пришло свое восприятие истории, произошла «встреча людей» прошедших эпох и моих учеников, многие свои уроки я строю на использовании методов и приемов ИКТ. Эта технология в преподавании истории просто необходима. Понимание и осмысление исторических событий, процессов, законов невозможно без опоры на наглядный материал, именно он позволяет создать тот исторический фон, когда происходит «встреча людей в веках, играет роль своеобразной машины времени. В использовании ИКТ соблюдается и принцип наглядности в организации педагогического процесса. Кроме того, ИКТ позволяют использовать интерактивные задания различного типа, а это дает возможность повторить материал (по теме урока, по теме курса, за курс) значительнее быстрее, а главное, для ребят эти приемы повторения более интересны. Разработаны пакеты заданий различных уровней сложности в ИК технологии для 10-11 классов: тесты, схемы, тексты и т.п., которые дают огромные возможности для самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ. ИКТ позволили создавать и использовать различные тренинги по всем темам обществознания и истории.
      Современный человек должен быть мобильной, самоизменяющейся личностью, а это значит: уметь решать проблемы, быть открытым для других идей, готовым находить, признавать и исправлять свои ошибки, терпимо относиться к точкам зрения, отличным от его собственных, размышлять о своих чувствах и мыслях и оценивать их и т.п. Этому можно и нужно учить в школе, в том числе и на уроках истории. А это предполагает вовлеченность ученика в процесс учения, поощрение его инициативы и самостоятельности. Учитель должен сделать процесс обучения осмысленным для ученика, организовать обучение как совместный и интересный поиск новой информации, критическое ее осмысление и оценку. Поэтому мне пришлось изучать и использовать на своих уроках технологию развития критического мышления, которая и позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным.
       Уроки проектируются на основе технологии РКМЧП – развития критического мышления на основе чтения и письма. Технология – это система методов, которая направлена на решение педагогических задач. Технологическая цепочка педагогических действий выстраивается в соответствии с целевыми установками, конкретным ожидаемым результатом. Педагогическая технология включает технологию передачи знаний и технологию развития личности, предполагает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся и обязательно включает диагностические процедуры. Технология РКМЧП является одним из способов превратить учение в личностно -ориентированное, она вовлекает ученика в процесс учения, формирует умение самостоятельно учиться; обучение превращается в совместный поиск новых знаний.
       Мои ученики воспринимают методические приемы технологии развития критического мышления, которые я применяю на уроках, позитивно. На мой взгляд, их интерес к изучению истории значительно вырос, а главное, они стали более свободны в своих размышлениях, могут давать оценки, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Практически на каждом уроке ученики пытаются самостоятельно ставить учебные задачи, а это уже формирование умения планировать, организовать свой труд. Им нравится работать, когда используются методы «инсерта», «тонких» и «толстых» вопросов, синквейна, неплохо получается работа на составлением совместных размышлений на стадии рефлексии; ученикам нравится дискуссия «За» и «Против», которая очень хорошо помогает формировать умение оценивать события и развивает открытость мышления.
       Прекрасно организует мысль и учит аргументировать прием «двухчастный дневник», который по сути является «продвинутой» рефлексией, использование данного приема способствует развитию самоконтроля, повышает ответственность учащихся во время урока.. Очень хорошо помогает анализировать учебный материал сводная (или концептуальная) таблица. Сложнее для учеников составление резюме по изученной теме или нескольким темам курса, но этот прием учит делать выводы, обобщать, выделять главное и правильно его формулировать.
       Проявить свою активность и сформулировать свою оценку по изучаемому материалу прекрасно помогает прием «исторические шляпы», который идет, как правило, легко, и очень нравится мне . Применять его можно на стадии рефлексии. «Белая шляпа» - шляпа объективного наблюдателя: ученики отбирают факты, цифры, имена и т.д., которые наблюдали на уроке, не давая субъективных оценок, не высказывая эмоций. «Желтая шляпа» - шляпа оптимиста: группа выделяет по материалу урока его позитивные стороны и комментирует их. «Черная шляпа» - шляпа пессимиста: нужно определить, что на прошедшем уроке было не ясно, вызвало проблемы, что ученики оценивают негативно. Почему? «Красная шляпа» - шляпа эмоций: ученики должны выразить свои эмоции по отношению к материалу урока. «Зеленая шляпа» - творческая шляпа: ученики высказывают свои предложения. «Синяя шляпа» - шляпа философа: группа обобщает материал, услышанный и увиденный на уроке. Делает выводы. Такие методы позволяют моим ученикам активно включиться в работу на уроках. Особенно они важны с точки зрения подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ, задания уровня «С» которого строятся на умении рассуждать, аргументировать и обобщать.
       При проектировании уроков я старалась соблюдать требования технологии РКМ при постановке задач на каждой стадии урока. «Стадия вызова» решает на уроках мотивационную функцию (стимулирование интереса), информационную (вызов «на поверхность» имеющихся знаний), коммуникационную (бесконфликтный обмен мнениями). Основными функциями «стадии содержания» являются информационная (получение новой информации), систематизационная (классификация новых знаний), мотивационная (сохранение интереса к теме). На «стадии рефлексии» решаются коммуникационная функция (обмен мнениями о новой информации), информационная (приобретение нового знания), мотивационная (побуждение к расширению знаний), оценочная (соотнесение новых и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
       Информационно – коммуникативные технологии и технология развития критического мышления вполне отвечают основным принципам компетентностного подхода в обучении. Например, ТРКМ позволяет активно формировать такие учебно-познавательные компетенции, как умение организовывать планирование и рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности, задавать вопросы и отыскивать причины явлений, формулировать выводы, выступать устно и письменно о результатах своей работы, проекта с использованием компьютерных средств и технологий (презентации) и т.д. А также коммуникативные компетенции: владеть способами совместной деятельности в группе, умениями искать и находить компромиссы.
       На Интернет–конференцию я представила проекты двух уроков: «Благотворительность в г.Сарапуле в конце 19 – начале 20 века» и «Правила добрых людей». В проектах этих уроков использованы некоторые приемы ИКТ и ТРКМ, возможные и полезные, с моей точки зрения, на данных уроках.
       Мы учимся учиться, мы учимся жить в современном мобильном мире: анализировать, сравнивать, делать выводы, осмысливать, оценивать, выбирать информацию; размышлять и ставить новые цели. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты – уметь получать и моделировать информацию, создавать и сотрудничать. Меняется общество, неизбежно меняется школа и образовательный процесс, его технологии. Неизменно остается одно – мы должны подготовить своих учеников к успешной жизни, к успешному будущему.
     
     
    Категория: Технология развития критического мышления | Добавил: imo-sar (10.02.2011)
    Просмотров: 7201 | Комментарии: 4
    Всего комментариев: 3
    3 Инуля  
    0
    Татьяна Викторовна, не скрою своего восхищения от умной статьи, что вышла из под Вашего пера. Просто уверена в том, что Ваши ученики заканчивая школу имеют и знания, и умения, и компетенции. Делитесь своим богатым опытом с нами - Вашими коллегами. От души желаю успехов!!!

    2 Атлантида  
    -1
    Татьяна Викторовна, согласна, что данная технология учит жить в современном мире, т.к. главная цель ТРКМ - помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации. А большое и новое обилие информации, в первую очередь, по истории и обществознанию. wink

    1 Анастасия  
    2
    Спасибо большое за статью! Еще прибавилось аргументов "ЗА" использование ТРКМ.Ее заслуга также в том, что она позволяет детям творчески раскрыться, особенно на уроках литературы, когда на рефлексии ребята используют РАФТ или пишут стихотворные произведения.Это кладезь для творчества, фантазии и вдохновения wink Успехов Вам в работе!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024