Варачева Людмила Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Мостовинской средней школы
Сарапульского района
«Поэт в России больше, чем поэт», словесник в школе больше, чем словесник. Литература, в отличие от других предметов, не имеет точных формул, не может оперировать однозначными решениями. Одна их моих учениц однажды сказала: «Литература - это даже и не предмет, это разговор о жизни». Насколько эффективен будет этот разговор, этот диалог писателя с учителем и учеником, зависит во многом от мастерства преподавателя, от его желания и умения творить, выдумывать, пробовать. Скажу откровенно, когда впервые ознакомилась с приемами и стратегиями ТРКМЧП на теоретических семинарах, проводимых в нашей школе Решетниковой Л.И., было немного обидно: «Да я многое из этого или подобного этому давно применяю!». Придумывала, изобретала, порой засиживаясь за рабочим столом далеко заполночь, различные схемы, таблицы, приемы работы с ними. Как говорится, «изобретала велосипед». А тут все готовое, весь инструментарий. Позднее поняла, что мои изобретения – это лишь отдельные приемы, а здесь – отлаженная система с гораздо большим и совершенным набором стратегий и приемов. Технология! И не просто технология, а настоящий «золотой ключик», способный открыть душу даже самого нашего ленивого читателя.
Одним из преимуществ проведения уроков в ТРКМЧП является сама структура урока, состоящего из трех фаз: вызова, осмысления, рефлексии. Учитель выступает в каждой из стадий урока в роли организатора: на первом этапе организует самостоятельную актуализацию ранее приобретенных знаний и определение направления в изучении новой темы; на втором этапе - активную работу учащихся с новой информацией; наконец, на третьем этапе - самостоятельную систематизацию учащимися нового материала.
Проявляя критическое мышление, дети выступают в роли исследователей; самостоятельно добытые знания способствуют самореализации учащихся, а в конечном итоге – самоутверждению. А это – очень немаловажный фактор в становлении интереса к обучению. Как мы видим, решительно изменяется и роль учителя: его главнейшей задачей при подготовке к уроку становится, как я уже сказала выше, организация учебного труда, подбор необходимых для реализации цели урока стратегий и приемов. Парадоксально, но именно предоставленная детям свобода выражения собственных мыслей, мнений, выводов позволяет учителю диагностировать предполагаемый результат: ведь в споре рождается истина… А соблюдение принципа сотрудничества в ходе обучения обусловливает, в свою очередь, повышение коммуникативного потенциала личности учащихся.
Дети очень восприимчивы к новому и достаточно быстро овладевают умениями и навыками работы в различных приемах: удивительно точно умеют ставить «тонкие» и «толстые» вопросы, заполнять кластер, работать с таблицами типа «Бортовой журнал», «Синтез», «ЗУН», «Концептуальная таблица», «+ - ?», любят работать методом «Шести шляп» и писать сочинения типа «Эссе». Ученики готовы осваивать новые формы работы, потому что любят учиться увлекательно, научно, творчески, нестандартно…
На стадии обобщения опыта работы в ТРКМЧП участники эксперимента нашей школы задались мыслью о том, что критериев оценки результативности в данной технологии не существует, авторы С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, Н.В. Муштавинская их не рекомендовали. Споры о необходимости отслеживания результативности применения технологии возникали и на педсоветах, и просто на переменах в учительской. Недоумение учителей было понятно: каждый хотел видеть результат своего труда. Единого мнения по этому поводу не выработалось, но постепенно споры утихли. Наверное, каждый сделал свои выводы.
На мой взгляд, сотрудничество учителей – экспериментаторов, их совместный поиск дали определенный результат: учащиеся классов, где применяется технология, научились работать также в сотрудничестве; изменилась к лучшему ситуация с прочтением программной литературы (для активной работы на уроке необходимо знание текста), чтение стало осмысленным, потому что дети научились выделять ключевые моменты, работать с источником информации, сравнивая, обобщая и делая выводы; и, наконец, учащиеся стали смелее выражать свои мысли в устной и письменной форме.
У технологии критического мышления есть масса достоинств. И нет никаких недостатков. Есть только одна проблема в ее применении: разработка каждого урока требует большого количества времени и сил. Но хорошее знание технологии помогает справиться и с этой проблемой. Я продолжаю работать: творить, выдумывать, пробовать.
|