Павлова Татьяна Павловна,
учитель химии и биологии
Тарасовской основной школы
Сарапульского района
При реализации технологии развития критического мышления на уроках химии и биологии проводился мониторинг учебно-воспитательного процесса, который включал в себя: динамику качества знаний по предмету, участия в олимпиадах и научно-практических конференциях. В течение трех лет технология РКМ применялась на уроках химии в 8-11 классах. В таблице № 1 можно проследить рост качества знаний учащихся 11 класса.
Таблица 1.
Динамика успешности обучения и качества знаний по химии
класс |
год |
Успешность обучения |
качество знаний
|
8 |
2006-2007 |
93 |
40% |
9 |
2007-2008 |
100 |
50% |
10 |
2008-2009 |
100 |
57% |
11 |
2009-2010 |
100 |
67% |
Реализация технологии РКМ при использовании личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся позволяет заниматься поисковой и исследовательской работой, участвовать в районных олимпиадах по химии и биологии.
Таблица 2.
Участие учащихся в районных олимпиадах
по биологии и химии
Год |
Класс |
Предмет |
Место в районе |
2008-2009 |
10 |
биология |
3 |
|
10 |
химия |
1 |
2009-2010 |
8 |
биология |
2 |
|
11 |
химия |
2 |
|
7 |
биология |
1 |
Ежегодно на районной научно-практической конференции выступали учащиеся с исследованиями, проводимыми под моим руководством. Учащиеся выбирали различные темы, связанные как с химией и биологией, так и имеющие межпредметную направленность. Например, «Современная многодетная семья» и «Штрихи к портрету Леонардо да Винчи».
Таблица 3.
Участие в районной научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее»
Год |
Тема исследовательской работы |
Результат |
2008 |
Штрихи к портрету Леонардо да Винчи |
Диплом победителя |
Современная многодетная семья |
Почетная грамота администрации МО «Сарапульский район» |
2009 |
Психологические особенности близнецовой ситуации |
Диплом победителя |
Долголетие – мифы и реальность |
Участник
|
2010 |
Хрустящее недоразумение |
Диплом победителя |
Экологический паспорт с. Тарасово |
Участник |
Применение описанной выше технологии позволяет сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению химии и биологии. Об этом можно судить по выбору предметов химии и биологии для итоговой аттестации за курс средней школы:
Таблица 4.
Итоги выпускных экзаменов по химии за курс средней школы
Форма экзамена |
По билетам |
В форме ЕГЭ |
Год |
2007г |
2008г |
2009г |
2010г |
Количество выпускников, сдававших экзамен |
4 |
1 |
2 |
2 |
% от общего числа выпускников |
50 |
25 |
50 |
33 |
Успешность обучения |
100 |
100 |
100 |
100 |
Качество знаний |
100 |
0 |
100 |
|
Средний балл |
4 |
53 |
69 |
71 |
Таким образом, применение технологии помогает повысить успешность обучения и качество знаний учащихся. При этом подходе помимо знаний и умений учащихся важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, т. е. сформированность того, что мы называем ключевыми компетенциями.
|