Маркина Анастасия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Дулесовской основной школы
Сарапульского района
«Не нужно гасить огонь познания избытком топлива»
Д.И. Менделеев
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…» Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь» (народная индейская мудрость).
Также и во всех явлениях окружающей нас жизни есть и хорошие стороны, и плохие. И в каждой педагогической технологии, соответственно, есть свои плюсы и минусы. Самое главное для педагога, я думаю, помнить и чтить заповедь: «Не навреди!» Ведь некоторые из нас с непонятным фанатизмом начинают применять инновации в своей практике, считая, что это моментально повысит и качество, и успеваемость. Но наши ожидания не всегда оправдываются.
Организаторы интернет–конференции в положении рекомендовали описать в своем сообщении достоинства и трудности при использовании инноваций в своей работе. В силу того, что я испытываю огромнейший дефицит времени, как и многие из нас, то, как плохой студент, писать свое сообщение я села в предпоследний день сдачи конкурсных материалов. И столкнулась с проблемой: в какой же форме создать свое сообщение, ведь сложно, прочитав уже имеющиеся статьи, написать нечто своеобразное, чтобы не повториться. Тем более что коллеги, использующие технологию развития критического мышления в своей педагогической деятельности, описали все достоинства данной инновации, раскрыли ее суть, описали стратегии и приемы, представили богатейший опыт из своей практики. Но конкурс – это всегда конкуренция. Поэтому я решила, не мудрствуя лукаво, использовать при написании статьи пару приемов ТРКМ из личной копилки: пятистопную стратегию создания письменного текста и РАФТ, на собственном примере показав эффективность применения и воздействия технологии.
Для начала я провела инвентаризацию – собрала и перечитала все имеющиеся материалы по данной теме, статьи коллег на секции ТРКМ, затем уединилась на кухне для пробы пера, выбрав форму написания (РАФТ), затем предложила самому строгому критику (маме) отредактировать результат своей работы. После выслушанной критики в свой адрес понуро приступила к этапу правки (коррекции). И вот наступил долгожданный, завершающий этап публикации, когда я с замиранием сердца представляю вам, уважаемые участники интернет-конференции, свое творение.
Участие в данной конференции я считаю замечательной возможностью для подведения итогов и анализа результатов использования ТРКМ в работе. Поэтому прием РАФТ как нельзя лучше подходит для саморефлексии. Я выбрала для себя роль моего компьютера (ноутбука), который ведет переписку с другими учительскими компьютерами в интернете. Он жалуется своим «соплеменникам» и делится откровениями, так что это будет, скорее всего, напоминать критическую статью с элементами плача, эмоциональную, немного ироничную и печальную одновременно. Итак, начнем…
«Привет, кенты!...АУ! Кто-нибудь в сети есть?!!! Ну, конечно, сейчас ведь полчетвертого утра, кто ж тут будет. А все ОНА! Только что спать легла. Вот уже как 5 лет зависает моя драгоценнейшая владелица допоздна почти каждую ночь в сети, по сайтам всякие научные штуки ищет. Нет, что бы, что интересное для меня! А все почему?! Съездила на курсы эти по какой-то там ТЭЭРКАМЭЧЭПЭ! Вот бы еще знать, что это за словечко-то такое! И с тех пор как ненормальная все печатает-печатает, интернет даже установила. Но это, конечно, положительный момент, я хоть с вами могу пообщаться, когда ЕЕ нет! Опять же это какой урон для семейного бюджета! Ну да ладно, откуда бы ОНА тогда материалы бы брала для своих уроков? Но вот ведь опять какой парадокс! Народ в одноклассниках сидит да в контакте, в аське зависает, а она – на сайте творческих учителей…Нормальные-то люди на работе поработали, домой пришли и своей семьей занимаются, телек смотрят, в гости ходят. А ЭТА?! Только прибежит из своей школы, сразу меня мучить – уже буквы все на клаве покоцала острыми ноготками! У нее суп сбежал, а она поиск запускает по теме урока, тексты все ищет. У ее ребенка уроки не сделаны, а ОНА схемы какие-то все чертит, да названия-то какие все странные: ФИШБОУН, КЛАСТЕР, КОЛЕСО ПОНЯТИЙНОЕ и еще много всякой ерунды.
Ну ладно, понятное дело – учительница. К урокам надо готовиться, планы писать и все такое… Но у нее уроков в день штук 5, а она иногда по недели две к ОДНОМУ готовится! Это ж сколько надо времени, чтобы ко всем приготовиться?! Хорошо, хоть не всегда занятия проводит по этой, как его, инновации своей… так только, чаще просто приемы и стратегии свои применяет, рыбьи кости свои иногда начертит, клестер этот, или кластер, в общем, не важно… Да еще презентации всякие делает, думает, ей это поможет как-то оболтусов своих научить… Хотя, как она говорит, результаты есть, у одного из ее двоечников в этот раз ошибок меньше стало в диктанте, вместо 20 уже только 12 допустил, научился отличать метафору от метонимии, другой тему и идею сам в тексте с первого раза находит. ОНА говорит: «Прогресс!» А все равно – двойка… Как- то раз готовила урок для 5 класса, хотела применить прием «6 шляп», а у нее в классе всего 3 человека! Вот я тогда посмеялся… А денег сколько на бумагу перевела, принтер купила специально, чтоб макулатуру свою распечатывать, папки-подсказки какие-то со схемами и стратегиями да таблицами наделала…
Правда, жалко ее бывает… Когда муж ворчит: «Все пельмени да макароны… А пирожки когда будут?» Или когда сын засыпает, в очередной раз не дождавшись сказки на ночь… Или когда оболтусы ее опять пробный ЕГЭ завалят…
Но вот как вспомню, как она надо мной издевается, когда свой раздаточный материал печатает или уроки сочиняет!!.... Зла не хватает! Сутками сидит, у всех все посмотрит, кто как чего там применяет, а произведения по литературе как подбирает! Потом их режет на кусочки, остановки всякие делает, они-то в чем виноваты?! Эй что, учебников не хватает! У меня вся память забита ее папками по работе, для фоток и фильмов места вовсе нет, все мультики и игры удалила! Оставила только музыку, включает «для вдохновения»….
Но я ей один раз такое устроил! Завис мощно! Так, что ей пришлось всю винду менять и новый антивирусник устанавливать. Вот уж я тогда отдохнул!.. А она – нет. Потому что в школу ей пришлось по вечерам ходить, накормит всю братию свою – и бежать! Мне даже как-то стыдно стало тогда… Поэтому я сейчас реже хулиганю, зависну, бывало, на полчаса, но это для ее же блага – совсем у нее осанка испортилась, глаза красные, как у вампира, и кожа бледная… Жалкое, понимаешь, зрелище…
А все-таки, когда она приходит домой счастливая, что урок удался, что грамоту новую ей дали, или что семинар прошел отлично, то все мы, ее домашние, радуемся за нее, потому что у нее глаза так и светятся, и она всех так любит, и всем внимание уделяет, и у меня тогда бывает свободный вечерок с вами в чате посидеть, поболтать, когда никто свои хайку да синквейны не печатает…Но это так нечасто бывает… Поэтому, пользуясь случаем, пишу вам. И когда в следующий раз такая возможность выдастся, не знаю… Хоть бы в декретный ушла, что ли….»
P.s.: Надеюсь, мне удалось отразить разные стороны моего опыта работы в данной технологии. Считаю, что это сообщение послужит пищей все-таки для второго, Хорошего волка. Более подробно с моими наработками можно познакомиться, прочитав конспекты уроков в Приложении.
|