Павлова Татьяна Павловна,
завуч Тарасовской основной школы
Сарапульского района
Технология критического мышления - это "изобретение" американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Специалисты по психологии и смежным с ней наукам дали несколько понятий термина "критическое мышление", но все они довольно близки по смыслу. Так, например, по определению американского психолога Д. Халперн "критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата».
"Критическое мышление - сложный процесс творческого интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепций и информации. Это активный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровнях". Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 90-х годов. Сторонников развития критического мышления учащихся достаточно много.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии РКМ - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс
Технология РКМ позволяет решать задачи:
-
Повышение качества образовательного процесса путем разработки системы уроков по технологии РКМ при изучении учебного предмета
-
Повышение учебной мотивации:
-
Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;
-
Формирование информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;
-
Повышение социальной компетентности
-
Формирование навыков анализа и синтеза предметных текстов
Существует определенный набор учебных условий, который способствует становлению критического мышления. Так, необходимо:
1. Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления.
2. Давать возможность учащимся размышлять. 3. Принимать различные идеи и мнения. 4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе. 5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными. 6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критическое суждение. 7. Ценить проявление критического мышления.
При этом учащиеся должны: 1. Развивать уверенность в себе и понимать ценность своих мнений и идей; 2. Активно участвовать в учебном процессе; 3. С уважением выслушивать различные мнения; 4. Быть готовыми как формировать суждения, так и воздерживаться от иных.
В основе технологии РКМ лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».
I. Стадия вызова. Первый этап работы направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации. На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности. На стадии вызова целесообразно сочетать индивидуальную и групповую формы работы.
II. Стадия осмысления. Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мотивации школьника на активное получение новой информации; соотнесение полученной информации с тем, что школьнику уже известно; последующая систематизация информации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Задача учителя на данном этапе заключается в том, чтобы с помощью ряда методических приемов помочь ученикам отследить сам процесс познания (получения новых знаний) и понимания.
III. Стадия рефлексии. Организация работы школьников на третьем этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу; выявление «белых пятен» (отсутствие информации по каким-либо вопросам), формулирование познавательных задач и проблем для дальнейшего продвижения в информационном поле («стадия нового вызова»); анализ всего процесса изучения материала.
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо наиболее эффективно при изучении таких тем, по которым могут быть составлены интересные, познавательные тексты. Данная технология предлагает набор взаимосвязанных методов обучения и методических приёмов, которые ориентированы на создание условий для свободного развития каждой личности и благодаря которым учащиеся могут активно работать на уроках и приобретать знания.
На каждом из этапов используются свои методические приёмы. Их достаточно много: «Корзина идей, понятий, имён...», «Составление кластера», «Бортовой журнал», «Выходная карта», «Двойной дневник», «Пометки на полях», «Чтение с остановками», «Совместный поиск», «Продвинутая лекция», «Взаимоопрос», «Перекрёстная дискуссия», «Зигзаг», «Составление таблицы ЗХУ», «Написание синквейна», «Учебный мозговой штурм», «Написание эссе», «Лекция с остановками», «Концептуальная таблица» и др.
Назовем основные педагогические результаты применения технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»:
-
появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения, так как, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах, а с другой — вся учебная деятельность на уроке строится на субъект-субъектных взаимоотношениях «учитель—ученик», «ученик—группа», «ученик—ученик»;
-
повышается ответственность за качество собственного образования;
-
формируются навыки работы с информационными источниками разных типов, с большими объемами информации;
-
раскрывается творческий потенциал школьников.
Данный опыт имеет преимущества по отношению к другим методам обучения, а именно:
-
Учащиеся развивают в себе ряд качеств, которые направлены на готовность к планированию, гибкости, настойчивости, готовности исправлять свои ошибки, поиску компромиссных решений, осознанию,
-
они формируется самостоятельное мышление, вооружает способами и методами самостоятельной работы, дает возможность самостоятельно управлять образовательным процессом в системе «ученик-учитель»
-
В данной технологии содержится много методических приемов, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
-
на каждой из стадий урока используются свои методические приемы.
Технологические этапы |
1 стадия /фаза/ Вызов |
2 стадия /фаза/ Осмысление содержания |
3 стадия /фаза/ Рефлексия |
- актуализация имеющихся знаний
- пробуждение интереса к получению новой информации
- постановка собственных целей обучения |
- получение новой информации
- корректировка поставленных целей обучения |
- размышление, рождение нового знания
- постановка новых целей обучения |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция). Работа ведется индивидуально или в парах |
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах |
Функции данной стадии |
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) |
Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний) |
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) |
Возможные методы и приемы |
Составление списка «известной информации»:
- рассказ-предположение по ключевым словам;
- графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;
- верные и неверные утверждения;
- перепутанные логические цепочки и т. д.
-«Корзина идей, понятий, имён...», «Составление кластера», «Составление таблицу ЗХУ». |
Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы. - «Пометки на полях», «Взаимоопрос», «Зигзаг». |
- Заполнение кластеров, таблиц.
- Установление причинно-следственных связей между блоками информации.
- Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
- Ответы на поставленные вопросы.
- Организация устных и письменных круглых столов.
- Организация различных видов дискуссий.
- Написание творческих работ.
- Исследования по отдельным вопросам темы и т. д.
- Синквейн |
|