Суббота, 30.11.2024, 04:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Исследовательские и проектные методы [7]
Технология развития критического мышления [16]
Информационно-коммуникационные технологии [10]
Здоровьесберегающие технологии [7]
Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод [5]
Форма входа
Новая конфернция
Сайт ИМО
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Где Вы?
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конференция Современные образовательные технологии
    Главная » Статьи » Технология развития критического мышления

    Теоретические основы технологии развития критического мышления
    Павлова Татьяна Павловна,
    завуч Тарасовской основной школы
    Сарапульского района
     
      Технология критического мышления - это "изобретение" американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Специалисты по психологии и смежным с ней наукам дали несколько понятий термина "критическое мышление", но все они довольно близки по смыслу. Так, например, по определению американского психолога Д. Халперн "критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата».
      "Критическое мышление - сложный процесс творческого интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепций и информации. Это активный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровнях". Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 90-х годов. Сторонников развития критического мышления учащихся достаточно много.
    Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рас­смотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каж­дый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной програм­мы. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнооб­разные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
      Цель технологии РКМ - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактив­ного включения учащихся в образовательный процесс
       Технология РКМ позволяет решать задачи:
    • Повышение качества образовательного процесса путем разработки системы уроков по технологии РКМ при изучении учебного предмета
    • Повышение учебной мотивации:
    • Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;
    • Формирование информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;
    • Повышение социальной компетентности
    • Формирование навыков анализа и синтеза предметных текстов
      Существует определенный набор учебных условий, который способствует становлению критического мышления. Так, необходимо:
    1. Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления.
    2. Давать возможность учащимся размышлять.
    3. Принимать различные идеи и мнения.
    4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе.
    5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
    6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критическое суждение.
    7. Ценить проявление критического мышления.
       При этом учащиеся должны:
    1. Развивать уверенность в себе и понимать ценность своих мнений и идей;
    2. Активно участвовать в учебном процессе;
    3. С уважением выслушивать различные мнения;
    4. Быть готовыми как формировать суждения, так и воздерживаться от иных.
       В основе технологии РКМ лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».
    I. Стадия вызова. Первый этап работы направ­лен на актуализацию и обобщение имеющихся зна­ний по изучаемой теме, формирование личност­ной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации. На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мо­тивировать школьников к активной учебной деятельности. На стадии вызова целесообразно соче­тать индивидуальную и групповую формы работы.
    II. Стадия осмысления. Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мо­тивации школьника на активное получение новой информации; соотнесение полученной информа­ции с тем, что школьнику уже известно; последу­ющая систематизация информации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Задача учителя на данном этапе заключается в том, чтобы с помо­щью ряда методических приемов помочь учени­кам отследить сам процесс познания (получения новых знаний) и понимания.
    III. Стадия рефлексии. Орга­низация работы школьников на третьем этапе на­правлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу; выявление «белых пя­тен» (отсутствие информации по каким-либо воп­росам), формулирование познавательных задач и проблем для дальнейшего продвижения в инфор­мационном поле («стадия нового вызова»); анализ всего процесса изучения материала.
      Использование технологии развития крити­ческого мышления через чтение и письмо наиболее эффективно при изучении таких тем, по которым могут быть составлены интересные, познавательные тексты. Данная технология предлагает набор взаимосвязанных методов обучения и методических приёмов, которые ориентированы на создание условий для сво­бодного развития каждой личности и благодаря которым учащиеся могут активно работать на уроках и приобретать знания.
       На каждом из этапов используются свои методические приёмы. Их достаточно много: «Корзина идей, понятий, имён...», «Составление кластера», «Бортовой журнал», «Выходная карта», «Двойной дневник», «Пометки на по­лях», «Чтение с остановками», «Совместный поиск», «Продвинутая лекция», «Взаимоопрос», «Перекрёстная дискуссия», «Зигзаг», «Составление таблицы ЗХУ», «Написание синквейна», «Учебный мозговой штурм», «На­писание эссе», «Лекция с остановками», «Кон­цептуальная таблица» и др.
      Назовем основные педагогические результаты применения технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»:
    • появляется возможность соединить в обра­зовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками обще­ния, так как, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется про­цесс познания на всех его этапах, а с другой — вся учебная деятельность на уроке строится на субъект-субъектных взаимоотношениях «учитель—уче­ник», «ученик—группа», «ученик—ученик»;
    • повышается ответственность за качество собс­твенного образования;
    • формируются навыки работы с информаци­онными источниками разных типов, с большими объемами информации;
    • раскрывается творческий потенциал школьни­ков.
      Данный опыт имеет преимущества по отношению к другим методам обучения, а именно:
    • Учащиеся развивают в себе ряд качеств, которые направлены на готовность к планированию, гибкости, настойчивости, готовности исправлять свои ошибки, поиску компромиссных решений, осознанию,
    • они формируется самостоятельное мышление, вооружает способами и методами самостоятельной работы, дает возможность самостоятельно управлять образовательным процессом в системе «ученик-учитель»
    • В данной технологии содержится много методических приемов, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
    • на каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

    Технологические этапы

    1 стадия /фаза/ Вызов 2 стадия /фаза/ Осмысление содержания 3 стадия /фаза/ Рефлексия
    - актуализация имеющихся знаний
    - пробуждение интереса к получению новой информации
    - постановка собственных целей обучения
    - получение новой информации
    - корректировка поставленных целей обучения
    - размышление, рождение нового знания
    - постановка новых целей обучения
    Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.
    Работа ведется индивидуально, в парах или группах
    На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция).
    Работа ведется индивидуально или в парах
    На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.
    Работа ведется индивидуально, в парах или группах

    Функции данной стадии

    Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

    Возможные методы и приемы

    Составление списка «известной информации»:
    - рассказ-предположение по ключевым словам;
    - графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;
    - верные и неверные утверждения;
    - перепутанные логические цепочки и т. д.
    -«Корзина идей, понятий, имён...», «Составление кластера», «Составление таблицу ЗХУ».
    Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы. - «Пометки на полях», «Взаимо­опрос», «Зигзаг».
    - Заполнение кластеров, таблиц.
    - Установление причинно-следственных связей между блоками информации.
    - Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
    - Ответы на поставленные вопросы.
    - Организация устных и письменных круглых столов.
    - Организация различных видов дискуссий.
    - Написание творческих работ.
    - Исследования по отдельным вопросам темы и т. д.
    - Синквейн
    Категория: Технология развития критического мышления | Добавил: imo-sar (13.01.2011)
    Просмотров: 20787 | Комментарии: 18
    Всего комментариев: 181 2 »
    18 Эльвира  
    0
    Вот уже пару лет как использую ТРКМ в своей работе, а нынче решила попробовать в 1 классе на уроках обучения грамоте.
    Важнейшей задачей уроков обучения грамоте является осознание учащимися звуковой основы языка, освоение действий звукового анализа, знакомство с такими понятиями как «речь», «предложение», «слово».
    Всё это ребёнок познаёт с помощью особых умственных операций, которыми являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.
    И цель технологии «Развитие критического мышления» состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

    17 Ареал  
    0
    Данная технология учит детей умению мыслить, формулировать и задавать вопросы, говорить аргументировано, а это для учащихся очень сложно.

    15 НиВа  
    0
    Спасибо за содержательное раскрытие технологии, повторить. углубиться, найти новое всегда необходимо. Призываю теперь на конкретных примерах, конкретных уроков поделиться, как работает технология, особенно, как относятся к ней ребята, как реагируют на всех этапах. Здесь очень много положительных примеров, но я встречалась и с обратной реакцией. Давайте поговорим об этом.

    16 Tanja  
    0
    По-моему мнению, приемы и стратегии ТРКМ помогают на всех этапах урока в разных классах. В своей практике я только с одним классом не могла организовать работу стратегий, требующих групповой работы на этапе осмысления. Ученики, их в классе всего пятеро, ни в какую не хотели работать вместе.

    14 Атлантида  
    0
    Использую приемы и стратегии данной технологии на уроках и классных часах. Больше всего привлекает, что не обязательно сторого следовать алгоритму тех или иных приемов, а можно подключать свободное творчество педагогов и учащихся.

    13 таня  
    1
    Согласна с Татьяной Павловной, что данную технологию можно использовать и в воспитательном процессе.На базе нашего учреждения уже второй год работает методическая площадка по внедрению ТРКМ в учебный процесс. Наши педагоги прекрасно применяют ее и на родительских собраниях. Сейчас вводим данную технологию в дошкольное звено. Детки прекрасно идут на контакт, им нравится рассуждать, принимать решения.(пока еще с помощью воспитателя). Но все-таки прогресс есть!
    happy

    12 Инуля  
    1
    С большим удовольствием использую ТРКМЧП. С таких уроков прихожу с хорошим настроением и за спиной вырастают "крылья". Но кроме того, эту технологию используем на совещаниях и педсоветах. Теперь "проверяющих тетради" и "отсиживающихся" на них нет. Все включаются в работу и мыслительный процесс. За этой технологией будущее!

    9 Nasipova_Lena  
    0
    Я на своих уроках тоже применяю методы и приёмы ТРКМ, детям очень нравится. желаю всем успешной работы по данному направлению. happy

    8 Цветочек  
    0
    Самое главное, на мой взгляд, в этой технологии: дети учатся учась друг у друга, друг за другом, вместе, но чувствуя плечо старшего. А такой подход важнее.

    11 Tanja  
    0
    Я полностью согласна с вами.Многие наши дети стесняются высказывать свое мнение при сверстниках, боясь ответить неправильно, быть высмеянным. Обучаясь в совместной деятельности, ученики самоутверждаются. При этом повышается их самооценка. tongue

    5 лето  
    6
    Критическое мышление способствует: 1) Взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; 2) Облегчает понимание различных «взглядов на мир»; 3) Позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности; 4) Создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
    Из всех трех стадий технологии КМ мне больше всего нравится рефлексия. Особенно если учитель просит ребят написать синквейн.
    Например:

    Интернет-конференция
    Интересная, познавательная
    Решает, мыслит, действует
    Решаем все проблемы вместе
    Обучение

    Оцените, или давайте устроим конкурс синквейнов на нашу тему. Кто за?
    tongue


    6 imo-sar  
    0
    Спасибо за предложение. Объявляем конкурс! happy happy happy

    3 allamatvienko  
    0
    Здесь есть удобная презентация по технологии развития критического мышления! Может кому-то пригодится!

    http://www.proshkolu.ru/user/natavaleeva/file/339432/


    4 Babira  
    1
    Ссылка не работает cry

    7 imo-sar  
    0
    Гиперссылку Алла Владимировна не наложила.
    Необходимо скопировать адрес и вставить его в адресную строку браузера.

    1-10 11-12
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024