Суббота, 30.11.2024, 03:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Исследовательские и проектные методы [7]
Технология развития критического мышления [16]
Информационно-коммуникационные технологии [10]
Здоровьесберегающие технологии [7]
Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод [5]
Форма входа
Новая конфернция
Сайт ИМО
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Где Вы?
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конференция Современные образовательные технологии
    Главная » Статьи » Технология развития критического мышления

    ТРКМ в воспитательной работе
    Самарина Наталья Николаевна,
    классный руководитель 7 класса
    Мостовинской средней школы
    Сарапульского района
     
        Впервые я услышала об этой технологии почти десять лет назад. Тогда это было только знакомство с отдельными приёмами. Не было еще понятия о технологии как таковой. Приёмы подкупили своей новизной, тем, что учили размышлять и рассматривать проблемы с разных точек зрения, а главное тем, что помогли сделать уроки интереснее.
        Со временем поняла, что не хватает главного, теоретических знаний. Как раз в это время в нашей школе были проведены теоретические семинары по изучению данной технологии. На них я узнала, что урок строится по определённому алгоритму – «вызов – осмысление – рефлексия», что многие приемы этой технологии я уже использую на своих занятиях. Сначала мы все осторожно пробовали, посещали уроки друг друга. Один из таких уроков стал для меня отправной точкой. Я, наконец, поняла, как должен выглядеть урок в технологии развития критического мышления!!!
        Так получилось, что первые мои уроки в этой технологии были библиотечными, а затем как-то незаметно и классные часы стали проходить в «критическом мышлении». Это позволило мне не просто рассказывать детям о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», но и заставить их усомниться, выработать свое отношение к предлагаемой мною информации, посмотреть на себя со стороны.
    На первых порах подготовка к одному уроку у меня занимала не меньше недели, а то и двух. Нужно не только продумать, где какой прием эффективно использовать, но и подготовить раздаточный материал.
        Сейчас, когда уже появилась копилка наработок, когда появились любимые приемы, подготовка к урокам занимает меньше времени. Некоторые приемы стали любимыми не сразу. Так, например, я долго не могла понять прием «Зигзаг», но увидев его на уроке у коллеги, просто влюбилась в него. Кроме того мне очень нравятся такие приёмы как «Кластер», «Синквейн», «Шесть шляп», «ИДЕАЛ», «Сводная таблица», «Тонкие и толстые вопросы» и некоторые другие. Но «ИДЕАЛ» стал для меня настоящей палочкой-выручалочкой. Этот алгоритм я использую не только на уроках, но и для решения повседневных проблем, которые ежедневно возникают в классе. Например, в 11 классе эта стратегия помогала нам выбрать учебное заведение.
        Единственное затруднение, которое я испытываю при подготовке классного часа – это подбор текстов. Чаще всего для этого я использую статьи из газет или журналов, которые затрагивают проблемы актуальные для моего класса. Так появился классный час «О культуре речи и ловушках сквернословия». В газете «Школьный психолог» ИД «Первое сентября» я прочитала одноименную статью Евгения Пятакова. Ни для кого не секрет, что современные дети, не стесняясь, употребляют нецензурные слова. Как убедить их в том, что это ужасно, если ежедневно мы слышим такие слова с экранов телевизоров? Знаю, что урок не решил полностью эту проблему, но помог мне заставить их задуматься над тем какие слова они хотят употреблять. Ведь иначе на стадии рефлексии ребята не написали бы: «Я почувствовал себя сегодня неприличным. Хочу не употреблять такие слова» или «Я чувствую себя некомфортно, когда употребляю такие слова. Хочу реже употреблять нецензурные слова». А если бы я просто пришла в класс и прочитала интересную (на мой взгляд) статью?
        Именно этот этап урока позволяет понять, насколько проблема затронула душу ребёнка. Приёмы для организации стадии рефлексии «подглядываю» где только могу. Особенно люблю применять приемы, описанные в статьях «Как определить качество метапознания?» («Библиотека в школе» ИД «Первое сентября» №16/2007) и «Зеркало для учеников» («Классное руководство и воспитание школьников» ИД «Первое сентября» №11/ 2008 с. 9-10). Их можно использовать не только на классных часах, но и на праздничных «огоньках», в походе или в летнем лагере.
        На мой взгляд, достоинства технологии РКМЧП настолько велики, что за ними почти не видны недостатки. Так почему же некоторые учителя боятся (или не хотят) использовать в своей работе технологию РКМЧП? Попробую ответить на этот вопрос, используя приём «ИДЕАЛ». 
    Интересно, в чем проблема? (Не знаем с чего начать. Не хочется уходить с «накатанной дорожки». Подготовка уроков требует временных и материальных затрат. Нет методичек с готовыми уроками.)
    Давайте найдем как можно больше способов решения проблем! (Посмотреть уроки коллег. Найти информацию в интернете, книгах, журналах. Сменить профессию. Частое использование приемов ТРКМЧП облегчит подготовку к урокам. Начать самим создавать копилки с разработками уроков.)
    Есть ли какие-либо хорошие решения? (Посмотреть уроки коллег. Найти информацию в интернете, книгах, журналах. Частое использование приемов ТРКМЧП облегчит подготовку к урокам.)
    А теперь сделаем выбор! (Частое использование приемов ТРКМЧП облегчит подготовку к урокам.)
    Любопытно, как это осуществить на практике? Этот вопрос я оставляю открытым. Надеюсь, что конференция кому-то поможет сделать первый шаг.

    PS: Не надо воспринимать технологию РКМЧП как панацею, но очевидно, что учить детей мыслить критически надо.

    Приложения
    Категория: Технология развития критического мышления | Добавил: imo-sar (26.01.2011)
    Просмотров: 4750 | Комментарии: 15
    Всего комментариев: 12
    12 ITALMAS  
    1
    Наталья Николаевна! Вы ещё раз подтвердили,что вы на "ты" с компьютером, с Интернетом. С интересом прочитала вашу статью, приложения- здорово. Творческих вам успехов и такой же работоспособности!
    Спасибо за возможность пользоваться вашим материалом.

    10 Инуля  
    0
    Наталья Николаевна! Меня заинтересовала Ваша статья. Мы в своей школе тоже используем ТРКМЧП не только на уроках, но и в воспитательной работе. Главное, что и детям эта технология тоже нравится. Понятно, что времени на подготовку уходит много, но это того стоит! Желаю Вам творческих успехов!

    9 сама-Наталья  
    0
    Спасибо всем за добрые отзывы. Я действительно уже просто не представляю как раньше обходилась без критического мышления. Конечно не всегда получается выстроить классный час полностью в данной технологии, но элементы обязательно использую.

    8 голубка  
    0
    Наталья Николаевна! Очень актуальная тема на сегодняшний день! Спазибо за Ваш труд! Я думаю, что классные часы на данную тему не помешает провести в каждой школе. happy

    11 сама-Наталья  
    0
    Нужна система классных часов на нравственные темы. К сожалению, дети через какое-то время забывают свои умные и красивые ответы, и снова то тут, то там слышны их "пожелания".

    7 весна  
    0
    Очень интересные мысли! Немногие педагоги используют инновационные технологии в воспитательной работе. Желаю творческихъ успехов!

    6 Hellen  
    0
    Интересный материал, обязательно использую в своей работе. Вы - умница! smile

    5 Историк  
    1
    Наталья Николаевна спасибо за представленный материал. Я также использую ТРКМ на своих уроках истории, обществознания.географии. Действительно эта технология палочка-выручалочка. ТРКМ действительно облегчает урок. У нас в школе многие учителя применяют приёмы ТРКМ в частности "синквейн". Ещё раз спасибо!

    4 Babira  
    1
    Спасибо Наталья Николаевна за очень полезные сведения! Обязательно попробую воспользоваться ими.

    3 Катрин  
    1
    Наталья Николаевна, я присутствовала на ваших классных часах и поэтому воочию видела, как с помощью данной технологии Вы заставляли работать детей, которые порой бывают "неуправляемыми". Вы реально показали, что технология -работает. Спасибо Вам. happy

    1 Атлантида  
    0
    Наталья Николаевна, мы с вами единомышленники. Прекрасные классные часы. Просто представляю - сколько вложено труда и творчества. Дальнейших вам успехов! happy

    2 сама-Наталья  
    0
    Спасибо за добрые слова. Надеюсь, что моя работа будет кому-то полезной.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024