Петрова Альфия Ямалдиновна,
педагог-психолог
МОУ школа-сад с. Северный
Сарапульского района
Я согласна с психологами, что педагогу необходимо учиться властвовать собой.
Это следует делать по разным причинам. Первейшая из них – чтобы оставаться здоровым. Пренебрежение правилам психогигиены, длительные стрессы приведут, в конце концов, к неврозам, и лечиться, возможно, придется всю оставшуюся жизнь. Поскольку жить вообще без стрессов не может никто, надо постараться переносить их с наименьшими нервными затратами. Ведь стресс – это и защита. С его помощью организм защищается от разных неблагоприятных воздействий – голода, холода, физических и психических травм и т.п.
Но если вы подумаете, что со всеми стрессами организм справится сам, то рискуете ошибиться. Связь между эмоциями человека и его здоровьем заметили еще в древности. Врачеватели полагали, например, что зависть и злость поражают органы пищеварения, постоянный страх – щитовидную железу. Безутешное горе влечет за собой диабет, а необходимость сдерживать эмоции разрушает сердце. Печаль, уныние и тоска ускоряют старение.
Согласитесь, что педагогическая деятельность предъявляет высокие требования и эмоциональные нагрузки к личности педагога. Высокая моральная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями и вероятность возникновения профессионального выгорания.
Синдром эмоционального «выгорания» - это синдром развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром эмоционального выгорания возникает как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия, это функциональный стереотип, который позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
Три фазы развития синдрома
1. Нервное напряжение
2. Сопротивление
3. Истощение
Горение – это физико-химический процесс, при котором превращение вещества сопровождается интенсивным выделением энергии.
Учительский труд следует отметить особо, т.к. педагог всегда работает с группой детей и эта работа требует большой отдачи (интенсивного выделения энергии).
Наиболее легкие формы «выгорания»: упадок сил, нервное истощение, вплоть до апатии, разочарование в профессии и понижение самооценки.
Когда сгорают дрова в печи, они превращаются в угли, которые меньше, чем дрова, по размеру. Остывшие угли сухие на ощупь и легко рассыпаются. Что-то подобное происходит с человеком при «выгорании».
Педагоги время от времени жалуются на сухость слизистых оболочек кожи. У некоторых появляются мелкие трещины на коже. Это связано не только с «выгоранием, но и невыраженным гневом.
Педагоги, обладающие сильной логикой, имеют меньше жидкости в теле и им на «выгорание» требуется меньше времени. Эмоциональные люди имеют больше жидкости в теле и медленнее «сгорают». Педагог работает ежедневно с группой детей, ему приходится «выбрасывать» много эмоций. С годами эти потери дают о себе знать.
Гендерные различия в причинах возникновения «выгорания»:
- «Выгорание» у мужчин вызывается невнимательностью учеников.
- «Выгорание» у женщин – их непочтительностью.
Стресс-факторы, которые могут провоцировать возникновение и развитие профессионального «выгорания»:
- авторитаризм самоуправления;
- плохая скоординированность смежных служб;
- нехватка времени, цейтнот;
-большое количество обязанностей (входящих и не входящих в функциональные обязанности);
- трудности в межличностных отношениях;
- общение с родителями, не готовыми к сотрудничеству;
- интриги, сплетни в коллективе;
- ситуация проверки, ЕГЭ, аттестация;
- отношения с трудными учениками;
- слабая материально-техническая база;
- отсутствие морального стимулирования;
- низкая оплата труда;
- недостаточно высокий престиж профессии;
- снижение мотивации учения учеников;
- ненормированный рабочий день;
- невозможность карьерного роста;
- незащищенность педагога;
- перекладывание ответственности на педагогов по решению проблем общества.
Как психолог в своей работе я ставлю такую цель: профилактика «выгорания» специалистов, работающих в сфере образования.
Для решения следующих задач:
- снятие последствий стресса и поднятие настроения, оптимизация эмоционального состояния;
- помощь в осознании и принятии симптомов «выгорания» с целью понять их значение и моделировать избавление от них;
- проявление активности участников в психологических практикумах и тренингах, мастер-классах,
провожу занятия-тренинги, психологические практикумы, в ходе которых использую коррекционные технологии, относящиеся к здоровьесберегающим: (арттерапия, аутотренинг, ароматерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкатерапия, фитотерапия, театротерапия, цветотерапия, игротерапия), релаксационные и медитативные техники.
После проведения тренинговых занятий предлагаю педагогам различные памятки-советы по преодолению признаков эмоциональног сгорания. Например:
Способы преодоления болезненного состояния
- Длительный отдых.
- Консультация психолога (определение своего типа личности, для выработки программы преодоления болезненного состояния)
- Приемы телесной терапии (изменяет эмоциональное состояние положительно)
– гибкость тела помогает улучшить работоспособность и продлевает жизнь
- Новые впечатления (рассматривание картины, обращая внимание на все мелкие детали, путешествие).
- Необходимо медленно расходовать свои ресурсы – медленное расходование сил позволяет жить дольше и больше успеть , при этом качество жизни и самочувствие бывает лучше, чем при работе с полной отдаче сил.
- Авторская сказкотерапия – сказки дают возможность очень мягко настроить эмоциональный фон и препятствовать «сгоранию». - Воображание зрительных образов (представление).
- Достойная зарплата педагога – т.к. деньги отчасти компенсируют эмоциональные потери и удерживают педагога в профессиональной среде.
- Хорошо работать, но помнить, что педагогу нужны силы для других дел (забота о собственных детях и др.).
- Следует выполнять непосредственно только свои обязанности, а не пытаться играть роль родителей.
- Необходимо искать «плюсы» в своей работе, отмечать радостные моменты работе (когда человека ничто не радует, это уже депрессивное состояние).
- Хорошо, когда педагог отслеживает значительные перемены настроения, накал эмоций (накопление гнева, страхов, обиды) и каким-то образом пытается с этим справиться, например, с помощью самовнушения.
- Определение краткосрочных и долгосрочных целей.
- Разумное распределение рабочей нагрузки.
- Создание чувства психологического комфорта путем повышения профессиональной компетентности.
- Общение.
- Овладение умениями и навыками саморегуляции.
- Сохранение положительной точки зрения.
- Контроль эмоций, возникающих после завершения.
С целью информирования педагогов о своем психическом здоровье провожу тестирование, анкетирование с последующим консультированием по результатам диагностики. Итак, можно сказать, что только здоровый педагог сможет эффективно решать задачи здоровьесбережения учащихся.
Данные здоровьесберегающие технологии применяются в работе психолога для проведения занятий с учащимися и педагогами по программе «Тропинка к своему Я», «Мое самое любимое место на земле», в творческих проектах «Мир в твоем окне», «Земля, на которой я живу», районных семинарах по профилактике стресса, школьных психологических практикумах, родительских клубах, что способствует улучшению психологического климата в коллективе педагогов в ученических коллективах и в семье.
|