Суббота, 23.11.2024, 03:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Исследовательские и проектные методы [7]
Технология развития критического мышления [16]
Информационно-коммуникационные технологии [10]
Здоровьесберегающие технологии [7]
Технологии проблемного обучения, проведения учебных дискуссий, кейс-метод [5]
Форма входа
Новая конфернция
Сайт ИМО
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Где Вы?
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конференция Современные образовательные технологии
    Главная » Статьи » Здоровьесберегающие технологии

    Эмоциональное выгорание: меры совладания
    Петрова Альфия Ямалдиновна,
    педагог-психолог
    МОУ школа-сад с. Северный
    Сарапульского района
        Я согласна с психологами, что педагогу необходимо учиться властвовать собой.
        Это следует делать по разным причинам. Первейшая из них – чтобы оставаться здоровым. Пренебрежение правилам психогигиены, длительные стрессы приведут, в конце концов, к неврозам, и лечиться, возможно, придется всю оставшуюся жизнь. Поскольку жить вообще без стрессов не может никто, надо постараться переносить их с наименьшими нервными затратами. Ведь стресс – это и защита. С его помощью организм защищается от разных неблагоприятных воздействий – голода, холода, физических и психических травм и т.п.
        Но если вы подумаете, что со всеми стрессами организм справится сам, то рискуете ошибиться. Связь между эмоциями человека и его здоровьем заметили еще в древности. Врачеватели полагали, например, что зависть и злость поражают органы пищеварения, постоянный страх – щитовидную железу. Безутешное горе влечет за собой диабет, а необходимость сдерживать эмоции разрушает сердце. Печаль, уныние и тоска ускоряют старение.
        Согласитесь, что педагогическая деятельность предъявляет высокие требования и эмоциональные нагрузки к личности педагога. Высокая моральная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями и вероятность возникновения профессионального выгорания.
       Синдром эмоционального «выгорания» - это синдром развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
        Синдром эмоционального выгорания возникает как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия, это функциональный стереотип, который позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
    Три фазы развития синдрома
    1. Нервное напряжение
    2. Сопротивление
    3. Истощение
        Горение – это физико-химический процесс, при котором превращение вещества сопровождается интенсивным выделением энергии.
         Учительский труд следует отметить особо, т.к. педагог всегда работает с группой детей и эта работа требует большой отдачи (интенсивного выделения энергии).
        Наиболее легкие формы «выгорания»: упадок сил, нервное истощение, вплоть до апатии, разочарование в профессии и понижение самооценки.
         Когда сгорают дрова в печи, они превращаются в угли, которые меньше, чем дрова, по размеру. Остывшие угли сухие на ощупь и легко рассыпаются. Что-то подобное происходит с человеком при «выгорании».
        Педагоги время от времени жалуются на сухость слизистых оболочек кожи. У некоторых появляются мелкие трещины на коже. Это связано не только с «выгоранием, но и невыраженным гневом.
        Педагоги, обладающие сильной логикой, имеют меньше жидкости в теле и им на «выгорание» требуется меньше времени. Эмоциональные люди имеют больше жидкости в теле и медленнее «сгорают». Педагог работает ежедневно с группой детей, ему приходится «выбрасывать» много эмоций. С годами эти потери дают о себе знать.
         Гендерные различия в причинах возникновения «выгорания»:
    - «Выгорание» у мужчин вызывается невнимательностью учеников.
    - «Выгорание» у женщин – их непочтительностью.
        Стресс-факторы, которые могут провоцировать возникновение и развитие профессионального «выгорания»:
    - авторитаризм самоуправления;
    - плохая скоординированность смежных служб;
    - нехватка времени, цейтнот;
    -большое количество обязанностей (входящих и не входящих в функциональные обязанности);
    - трудности в межличностных отношениях;
    - общение с родителями, не готовыми к сотрудничеству;
    - интриги, сплетни в коллективе;
    - ситуация проверки, ЕГЭ, аттестация;
    - отношения с трудными учениками;
    - слабая материально-техническая база;
    - отсутствие морального стимулирования;
    - низкая оплата труда;
    - недостаточно высокий престиж профессии;
    - снижение мотивации учения учеников;
    - ненормированный рабочий день;
    - невозможность карьерного роста;
    - незащищенность педагога;
    - перекладывание ответственности на педагогов по решению проблем общества.
        Как психолог в своей работе я ставлю такую цель: профилактика «выгорания» специалистов, работающих в сфере образования.
          Для решения следующих задач:
    - снятие последствий стресса и поднятие настроения, оптимизация эмоционального состояния;
    - помощь в осознании и принятии симптомов «выгорания» с целью понять их значение и моделировать избавление от них;
    - проявление активности участников в психологических практикумах и тренингах, мастер-классах,
    провожу занятия-тренинги, психологические практикумы, в ходе которых использую коррекционные технологии, относящиеся к здоровьесберегающим: (арттерапия, аутотренинг, ароматерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкатерапия, фитотерапия, театротерапия, цветотерапия, игротерапия), релаксационные и медитативные техники.
         После проведения тренинговых занятий предлагаю педагогам различные памятки-советы по преодолению признаков эмоциональног сгорания. Например:
    Способы преодоления болезненного состояния
    - Длительный отдых.
    - Консультация психолога (определение своего типа личности, для выработки программы преодоления болезненного состояния)
    - Приемы телесной терапии (изменяет эмоциональное состояние положительно)
    – гибкость тела помогает улучшить работоспособность и продлевает жизнь
    - Новые впечатления (рассматривание картины, обращая внимание на все мелкие детали, путешествие).
    - Необходимо медленно расходовать свои ресурсы – медленное расходование сил позволяет жить дольше и больше успеть , при этом качество жизни и самочувствие бывает лучше, чем при работе с полной отдаче сил.
    - Авторская сказкотерапия – сказки дают возможность очень мягко настроить эмоциональный фон и препятствовать «сгоранию». - Воображание зрительных образов (представление).
    - Достойная зарплата педагога – т.к. деньги отчасти компенсируют эмоциональные потери и удерживают педагога в профессиональной среде.
    - Хорошо работать, но помнить, что педагогу нужны силы для других дел (забота о собственных детях и др.).
    - Следует выполнять непосредственно только свои обязанности, а не пытаться играть роль родителей.
    - Необходимо искать «плюсы» в своей работе, отмечать радостные моменты работе (когда человека ничто не радует, это уже депрессивное состояние).
    - Хорошо, когда педагог отслеживает значительные перемены настроения, накал эмоций (накопление гнева, страхов, обиды) и каким-то образом пытается с этим справиться, например, с помощью самовнушения.
    - Определение краткосрочных и долгосрочных целей.
    - Разумное распределение рабочей нагрузки.
    - Создание чувства психологического комфорта путем повышения профессиональной компетентности.
    - Общение.
    - Овладение умениями и навыками саморегуляции.
    - Сохранение положительной точки зрения.
    - Контроль эмоций, возникающих после завершения.
        С целью информирования педагогов о своем психическом здоровье провожу тестирование, анкетирование с последующим консультированием по результатам диагностики. Итак, можно сказать, что только здоровый педагог сможет эффективно решать задачи здоровьесбережения учащихся.
        
        
         Данные здоровьесберегающие технологии применяются в работе психолога для проведения занятий с учащимися и педагогами по программе «Тропинка к своему Я», «Мое самое любимое место на земле», в творческих проектах «Мир в твоем окне», «Земля, на которой я живу», районных семинарах по профилактике стресса, школьных психологических практикумах, родительских клубах, что способствует улучшению психологического климата в коллективе педагогов в ученических коллективах и в семье.
     
     
    Категория: Здоровьесберегающие технологии | Добавил: imo-sar (27.01.2011)
    Просмотров: 4721 | Комментарии: 29
    Всего комментариев: 291 2 »
    29 Ветка  
    0
    Количество обозначенных в вашей статье стресс-факторов практически равно количеству способов преодоления эмоционального выгорания. Из всего списка каждый, наверное, сможет найти приемлемые для себя. Но на первом месте все же стоит длительный отдых, что подчас нам совершенно недоступно (даже во время отпуска). И ещё... Мы всё время только и делаем, что сдерживаем себя, контролируем эмоции с помощью самовнушения. Тем самым накапливаем все это в себе, не давая выхода наружу. А ведь это тоже вредно. Или я ошибаюсь?
    А вообще, статья интересная, безусловно, полезная. Желею успехов в работе!

    15 Анастасия  
    1
    Сила воли, оптимизм и умение прощать - неплохой рецепт для профилактики профессионального выгорания. Я пробовала. Помогает. А самое главное в этом рецепте - заправка: умение смотреть на мир глазами ребенка wink

    16 Альфия  
    1
    Спасибо за отзыв на мою статью! Сила воли, оптимизм и умение прощать - вот важные опоры нашего психического здоровья, я с вами согласна. Но...у того,что смотреть на мир глазами ребенка есть две стороны: позитивная и негативная. а негатив состоит в том, что в детстве можно "застрять", глядя на мир через розовые очки, можно пропустить в жизни что-то очень важное. самое ценное...Это я думаю можно обсудить.. cool

    14 Vera  
    1
    Мы провели небольшое исследование - проследили судьбу учителей, которые учили в своё время нас (я закончила школу 30 лет назад). Результаты поразили: более чем у трети учителей судьба сложилась трагически. Зато в числе тех, кто сегодня полон сил, бодр и весел, более того - продолжает активную творческую деятельность, учителя, отличавшиеся творческим подходом к делу, на уроках которых не было скучно. Трудно делать выводы на одном поколении учителей в отдельно взятой школе, но на размышления наводит ...

    17 Альфия  
    1
    Вы провели очень интересное исследование и натолкнули меня на мысль, что подобное можно провести и в нашем коллективе педагогов и проследить судьбу педагогов, которые уже на заслуженном отдыхе и у тех, кто трудится сейчас. Конечно. творчество очень мощный скачок к удаче, успеху, здоровью и просто к хорошему настроению. А из моих исследований видно, что все педагоги находятся в той или иной фазе эмоционального выгорания. Человек сам себе является лекарем собственной души, часто можно сейчас встретить лозунг "помоги себе сам"... happy

    13 stern  
    1
    C удовольствием прочитала работу и отзывы. "...Наша жизнь-это то, что мы думаем о ней". Всё будет хорошо. Нужно быть оптимистом!

    18 Альфия  
    1
    спасибо за отзыв, я с вами согласна и еще в унисон хочется добавить "наша жизнь - это, что мы делаем для себя и других...

    12 НМ  
    0
    Спасибо за статью, Альфия Ямалдиновна! Материал очень интересный и полезный. Нужно работать над собой, это правильно

    19 Альфия  
    1
    Спасибо за отзыв! Я рада, что материал Вам понравился (интересен и полезен), это своего рода для меня еше одно подтверждение, что работать над собой надо не откладывая в долгий ящик, а то мы частенько о себе забываем , занимаясь профессиональной деятельностью... smile

    11 Катрин  
    0
    Спасибо за данный материал, я с ним уже была знакома, но при повторном чтении и коментариях, всегда находишь что-то новое. Выгорание происходит из-за постоянных нерешенных проблем, нужно научиться жить с проблемами, посмотреть на них под другим углом и главное: чаще улыбайтесь. wink

    20 Альфия  
    1
    Катрин, спасибо за отзыв, я с Вами полностью согласна, что у нас накапливается много нерешенных проблем, да даже просто дел, которые бегут чередой, а мы не успеваем на них отреагировать. Да, очень важно научиться смотреть на все новым, непривычным (под другим углом зрения) взглядом и, конечно же, на проблемы мы станем реагировать с другими эмоциями... tongue

    9 сама-Наталья  
    1
    А я "выгораю" больше от заполнения бумаг. Часто одну и ту же бумагу переписываем и так, и этак. Материал, очень полезный. salute

    21 Альфия  
    1
    Благодарю за отзыв, а что касается бумаг - на наш век их хватит, да еще "лишка" будет. Что же теперь делать!? Разве что бумажную революцию совершить, внести рацпредложения по их сокращению... biggrin

    7 Окси  
    0
    Альфия Ямалдиновна, мне Ваша статья очень понравилась. Мне бы хателось пройти Ваше тестирование и анкетирование с последущим консультированием по результатам диагностики. Вы не подскажете как это можно сделать? wink

    22 Альфия  
    0
    Спасибо за отзыв! А протестироваться - всегда пожалуйста. Телефон рабочий 49531, звоните, приезжайте! happy

    6 Babira  
    1
    К сожалению многие учителя так увлекаются работой, столько хотят успеть сделать, что забывают о себе любимом. Постоянная нехватка времени приводит в конце-концов к каким-то неприятным последствиям, в том числе и к болезням. Давайте будем помнить не только о себе, но и о своих коллегах и учениках! Не дадим друг другу "сгореть"! biggrin
    Будем петь и танцевать, бегать на лыжах и кататься на санках, шить и вязать, выращивать цветы и дрессировать животных, встречаться с друзьями и путешествовать! Найти бы только ВРЕМЯ! happy

    10 Инуля  
    1
    Человек, который хочет что-то сделать, ищет ВОЗМОЖНОСТЬ!!! Который не хочет это "что-то" делать ищет ПРИЧИНУ...

    24 Альфия  
    0
    Полностью с Вами согласна, возможностей у человека непочатый край, бери не ленись и все вернется сторицей: и свое здоровье сбережешь и дети наши будут здоровыми и умными... wink

    23 Альфия  
    0
    Спасибо Вам, я подумала, что ВЫ высказали мысль о взаимосохранении психического здоровья всех участников педпроцесса (давайте включим сюда родителей наших учащихся и воспитанников). А что касается позитива для себя -я только "за", мне дают душевное спокойствие и вязание, и вышивка, и природа и наша матушка земля, я получаю от нее живую энергию, радость соприкосновения. Да, только бы время выкроить... tongue

    4 НиВа  
    0
    Проблема профессионального выгорания в наши дни особо острая во всех сферах человеческой деятельности и здесь один из важных факторов - умение человека переключаться. Мы, педагоги, по роду своей деятельности целыми днями думаем только о работе, несем свои проблемы и домой, готовые творить чудеса 24 часа в сутки. Но,если научиться правильно переключаться, правильно планировать свою деятельность, времени хватит на все. Советую послушать лекции Олега Гадецкого, много полезного можно почерпнуть из них. Выходите прямо на его сайт и переключайтесь.

    1-10 11-13
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024