Новокрещенова Римма Едисоновна,
учитель русского языка и литературы Боярской средней школы Каракулинского района
В последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но всё же в учебном процессе сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности ученика; необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения.
Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одна из таких технологий – технология «ИСУД». Автор технологии – доцент кафедры управления развитием школы МПГУ – Наталья Львовна Галеева.
Технология учёта и развития индивидуального стиля учебной деятельности ученика особенно актуальна в настоящее время: она позволяет современному учителю достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса. Данная технология позволяет реализовать целенаправленную встречу двух «разнообразий» – ученика и учебных форм работы – в пространстве учебного успеха ученика. Если учебный успех каждого ученика понимать не только как увеличение присвоенной им учебной информации, но, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей, то, очевидно, что такая позиция требует прежде всего чёткого определения необходимого и достаточного набора параметров учебного успеха ученика. Этот набор параметров следующий: обученность, внимание, память, модальность, доминирование полушарий мозга, организационные, коммуникативные, информационные, мыслительные ОУУН, уровень мотивации.
Чтобы эффективно использовать технологию «ИСУД», учителю необходимо и достаточно:
1) уметь диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и «сворачивать» эту информацию в матрицу;
2) иметь картотеку учебных приёмов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика;
3) уметь путём сопоставления матрицы «ИСУД» с картотекой выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.
На основании изученного теоретического материала, а также исходя из своего опыта, я спроектировала матрицу параметров индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД), отражающую структуру учебного успеха ученика и состоящую из десяти параметров.
Проектируя матрицу учебного успеха для ученика, достаточно оценивать внимание по четырём параметрам: объёму, распределению, концентрации и устойчивости.
При диагностике свойств памяти для матрицы ИСУД необходимо выделить словесно-логическую, наглядно-образную и эмоциональную память. Эти свойства памяти во многом определяют для ученика комфортные способы запоминания учебного материала, а для учителя – ещё одно основание для отбора учебных приёмов.
Такую же дидактическую роль – основы для выбора тех или иных форм учебной работы для индивидуализации и дифференциации учебного процесса – играют ещё два параметра ИСУД: модальность и доминирование полушарий головного мозга. Говоря о модальности, мы будем иметь в виду предпочитаемый учеником канал приёма информации: визуальный, аудиальный или кинестетический.
Учителю необходимо знать и такую психофизиологическую характеристику ученика, как наличие или отсутствие выраженной функциональной асимметрии полушарий мозга. Особенности стиля учебной деятельности ученика определяются доминированием правого или левого полушария. Знание этой характеристики деятельности ученика помогает выбрать как способы обучения, так и способы эффективного общения с учеником вне урока.
Ещё один важнейший параметр ИСУД – обучаемость, или уровень учебно-познавательных возможностей. Обучаемость определяется и уровнем интереса к предмету, и объёмом усвоенных знаний, и уровнем развития общеучебных навыков, и психофизиологическими особенностями личности.
Если развивается и растёт любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей – его обучаемость.
Каждый учитель-предметник сам может определить параметры ИСУД ученика методом педагогического наблюдения, различных диагностик, контрольно-методических срезов.
Для того, чтобы успешно использовать технологию ИСУД, составляется матрица параметров индивидуального стиля учебной деятельности.
В данной матрице три ряда клеток соответствуют трём уровням развития психофизиологических функций и общеучебных навыков:
нижний ряд – недостаточный уровень;
средний ряд – критический;
верхний ряд – достаточный.
Несмотря на то, что определение особенностей индивидуального стиля учебной деятельности ученика – важнейшая составляющая арсенала средств учителя, однако, одна эта информация, не подкреплённая достаточным количеством разнообразного дидактического материала, не способна обеспечить оптимальный уровень дифференциации и индивидуализации учебного процесса.
Н.Л.Галеевой разработана картотека учебных приемов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика. Картотека спроектирована как открытая система и может дополняться и изменяться учителем. На основе картотеки Галеевой учитель разрабатывает свою картотеку с дидактическим материалом для индивидуальной работы на уроке с обучающимися,
Поэтому следующий этап работы – составление картотеки учебных форм и видов учебной работы учащихся. Такие картотеки включают в себя учебные приёмы, виды и формы учебных заданий, выполнение которых обеспечит развитие ученика.
После составления матрицы параметров учебного успеха ученика и картотеки учебных форм и видов заданий остаётся совсем немного – выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.
Для этого можно предложить такой алгоритм деятельности:
1) заполнить матрицу ИСУД ученика;
2) выписать все параметры, уровень которых определяется как недостаточный или критический;
3) подобрать к этим навыкам по таблице формы заданий и виды работ;
4) выписать параметры ИСУД, уровень которых определён как достаточный, подобрать задания и формы деятельности, опирающиеся на эти навыки и психофизиологические особенности.
5) оформить полученную информацию на отдельном листе как программу развития ученика.
Для того, чтобы составленная программа «заработала» как руководство к действию, хорошо, чтобы данную программу использовали все учителя предметники в этом классе.
На первый взгляд использование технологии ИСУД может показаться учителю достаточно сложным, однако сложным можно назвать лишь этап освоения способов оценки дидактического потенциала разных заданий. Использование картотеки приёмов само по себе приводит к разнообразию форм работы детей и вследствие этого – к повышению учебно-познавательной мотивации. Если учитель научится ориентироваться в арсенале учебных приёмов, сопоставляя их с возможностями учеников, эффективность обучения будет расти. Так же, как и любая технология, технология ИСУД направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
|