Смирных Валентина Дмитриевна,
учитель физкультуры
Девятовской основной школы
Сарапульского района
К выражению «здоровьесберегающие технологии» многие уже давно привыкли, хоть и понимают его каждый по-своему. Внедряют разные формы и элементы, направленные на поддержание и укрепление здоровья. В нашей школе есть несколько направлений по данной деятельности: зарядка до уроков, физкультминутки и зарядка для глаз во время уроков, динамические часы, ежемесячные Дни здоровья, разработанная программа «Здоровье» и т.д.. Формирование ценностей здоровья ведется через классные часы, внеклассные мероприятия, элективный курс «Я выбираю здоровье». Анализ здоровья и учет результатов учитывается при проведении уроков и внеклассной деятельности. Занятия стараюсь проводить как можно больше на свежем воздухе. Не могу сказать, что у нас в полной мере используются здоровьесберегающие технологии. Но уверенно скажу: элементы, приемы – ДА!
Школа, на мой взгляд, не будет до тех пор «здоровьесберегающей», пока не только учителем, администрацией, но и государственными структурами не будут соблюдаться учебно–огранизационные и психолого-педагогические факторы.
Учебно-организационные факторы (зависящие от администрации школы):
- Объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника.
- Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году
- Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток)
- Объём физической нагрузки по дням, за неделю, за месяц.
- Стиль управления администрации, характер отношений "по вертикали”
- Психологический климат пед.коллектива, характер отношений "по горизонтали”.
- Интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации села, района и других организаций на жизнь школы.
- Наличие или отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся.
Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя)
- Психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок.
- Стиль общения учителя с учащимися.
- Характер проведения опросов, экзаменов, проблема оценок.
- Умение реализации учителем индивидуального подхода к ученикам.
- Особенности работы с "трудными подростками”.
- Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
- Личностные, психологические особенности учителя, его характера.
- Состояние здоровья учителя, его образ жизни.
- Способность к психоэмоциональным переключениям.
- Инновационная деятельность учителя.
- Подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Здоровьесберегающие технологии требуют неукоснительного использования их принципов.
Принципы здоровьесберегающей педагогики:
- Принцип приоритета заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что всё происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей.
- Принцип триединого представления о здоровье. Единство здоровья физического, психического, духовно-нравственного.
- Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проводить эту работу каждый день и на каждом уроке.
- Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
- Комплексный междисциплинарный подход – основа эффективной работы по охране здоровья человека. Только тесное взаимодействие педагогов, психологов и врачей является условием достижения намеченных результатов здоровьесберегающих программ.
- Принцип медико–психологической компетентности учителя. Эффективно работающий педагог – всегда и хороший психолог.
- Обучение здоровью, воспитание культуры здоровья, формирование здоровья
- Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями).
- Приоритет активных методов обучения.
- Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.
Соблюдается в школе основа выше сказанного – говорим о технологиях, нет основы этих принципов в работе школы – не можем говорить о технологиях здоровьесбережения. Может быть я и ошибаюсь!?
От меня, как от учителя физической культуры, требуется:
- Организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Применение физических упражнений для профилактики заболеваний.
Примером организации занятий здоровьесберегающей направленностью являются уроки на свежем воздухе в осеннее-весенний и зимний периоды. Уроки лыжной подготовки у нас в школе ведутся и при низкой температуре, но только уже в зале.
|